По данным различных источников, в военных действиях в Сирии принимают участие от 80 до 190 таджикистанцев. Что заставило парней из Таджикистана воевать и отдавать жизнь в далекой чужой стране?
Ахмад-переводчик
Первые сообщения о том, что таджикистанцы участвуют в боевых действиях в Сирии, таджикские спецслужбы распространили еще в мае. По данным Госкомитета по национальной безопасности Таджикистана, с начала боевых столкновений в Сирии тогда были убиты трое таджикистанцев.
В январе арабские СМИ распространили сообщение о том, что 9-летний таджикский мальчик по имени Ахмад участвует в боевых действиях в Сирии. Ахмад помимо своего родного, таджикского, языка владеет турецким, арабским и русским языками.
«Ахмад выступает в роли переводчика для бойцов, приехавших воевать в Сирию из Чечни, Турции и других стран, которые не знают арабского языка», - отмечает автор материала, добавив, что в свободное время мальчик играет со своими сверстниками.
По сообщению официальных представителей Сирии, которое было распространено еще в декабре минувшего года, таджикистанцев, воюющих в этой стране на стороне повстанцев, более 190. Однако многие эксперты называют эти цифры завышенными.
В свою очередь, Комитет по делам религии и упорядочению традиций, торжеств и обрядов при правительстве Таджикистана заявлял, что в конфликтах в Афганистане, Пакистане и Сирии за последние годы убиты 14 граждан Таджикистана. Источник не исключает, что их количество может быть и гораздо больше, поскольку названное количество обнаруженных погибших - это только те граждане Таджикистана, чьи тела удалось идентифицировать.
Кем был Абу Ахмад Таджики?
В конце марта интернет-портал Akhbar Sham, называющий себя «сайтом мухаджиров и ансаров Шама», сообщил о смерти в ходе последних боев в Сирии трех парней с постсоветского пространства. В сообщении говорилось о том, что наряду с гражданами Казахстана и Дагестана в последних военных операциях был убит и таджикистанец, которого называют Абу Ахмадом Таджики.
По сообщению сайта, Абу Ахмад - уроженец Куляба, прибыл в Сирию весной 2013 года и воевал в составе группы “Коммандос” против правительственных войск Сирии.
Akhbar Sham характеризует Абу Ахмада Таджики как человека «мягкого, стеснительного, с постоянной приветливой улыбкой на лице», который «никогда не жаловался».
Издание отмечает, что «по некоторым его высказываниям его близкий друг понял, что его беспокоили слишком комфортные условия пребывания в данной группе», поэтому часто просился на рибат (передовую), где чувствовал себя лучше. После перевелся на 2-ю базу группы «Имарат Кавказ».
По сообщениям сайта, Абу Ахмад Таджики был дважды ранен: первый раз - в руку в местечке Джазира, у подножия горы Шувайх, второй - здесь же, снайпер прострелил ему ногу. Оба ранения оказались не тяжелыми, и он, едва поправившись, вновь отправился на передовую.
Погиб Абу Ахмад утром 22 марта во время штурма самой высшей точки горы Шувайх, которая находилась под контролем правительственных войск президента Башара Асада.
«Он был в составе передовой группы муджахидов, штурмовавших «Свечку». Группа с боем продвигалась вдоль забора, пока не сблизились с противником. Возможно, было бы правильно занять удобную позицию, используя большие камни и канавы, и оттуда вести огонь. Но Абу Ахмад, как только увидел первые вражеские фигуры, не прячась и не пригибаясь, открыл по ним шквальный огонь… Затем упал, пораженный свинцом противника. Так наш брат стал шахидом, иншаллах», - пишет сайт о последних минутах жизни Абу Ахмада Таджики.
Действительно ли Абу Ахмад был из Таджикистана, по сообщениям сайта определить трудно. Хотя о том, что он родом из Куляба, говорится и в следующем эпизоде:
«Один из тех, кто знал немного о событиях в Таджикистане, шутливо спрашивал Абу Ахмада:
- Как это, будучи из Куляба, ты вдруг на джихад попал? Ведь кулябские всегда поддерживали хукумат? А на джихад выходили из Курган-Тюбе и других мест…
- В этом мире все меняется, нет в нем постоянства. Тех, кого раньше считали правильными героями, засосала дунья. А из Куляба, который отсиживался, стали выходить муджахиды».
Чуть позже на сайте «Озоди» была опубликована статья, в которой жители девятого микрорайона г.Куляба уверяли, что 22 марта в Сирии был убит один из их бывших соседей Бахтиёр Шеров, чья фотография появилась в Интернете как фото Абу Ахмада Таджики. Многие соседи признались журналисту агентства, что восприняли с удивлением известие о нахождении Бахтиёра в Сирии.
Давлат Мирзоев, житель дома №21 данного микрорайона Куляба, подтвердил сходство Бахтиёра и Абу Ахмада Таджики на фотографии, хотя признался, что ему совершенно непонятно, каким образом парень мог попасть в Сирию.
По словам Марворид, еще одной соседки, Бахтиёр «был спокойным молодым человеком, никогда по ночам не гулял, уважал мать. Год назад уехал в Россию».
По тропе войны
На видеохостинге Youtube на прошлой неделе появилось трехминутное видео, на котором говорится о сжигании паспортов пятью гражданами Таджикистана, прибывшими в Сирию для ведения боевых действий против официальных властей. На ролике видно, как сжигается четыре заграничных паспорта и один общегражданский паспорт граждан РТ.
За кадром слышна речь на смешанном русском и таджикском языках. Один закадровый голос объявляет: «Вот братья новые приехали на джихад, иншаллах. Это куфарские паспорта, мы их сжигаем, и намерения у нас - не возвращаться обратно в этот куфар», - говорит голос за кадром.
Эти люди называют себя первыми гражданами исламского государства - Ирак и Шам (Сирия).
Однако власти Таджикистана склоняются к тому, что видео о прибытии в Сирию таджикских боевиков и демонстративное сожжение ими своих паспортов больше напоминает инсценировку, преследующую цель ослабить имидж Таджикистана на мировой арене. Об этом радио «Озоди» сообщил начальник управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Таджикистана Абулфайз Атоев.
Вместе с тем власти признают факты участия таджикских граждан в сирийской войне и даже привлекли к уголовной ответственности нескольких из них.
В 2013 году Верховный суд Таджикистана приговорил к двум годам лишения свободы пятерых студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях Сирии, - за участие в боевых действиях против режима президента Асада. Кроме того, в начале марта милиция Куляба сообщила о задержании Давлата Чолова, брата бывшего командира Народного фронта Курбона Чолова. По версии правоохранительных органов, Давлат Чолов занимался сбором рекрутов для джихада в Сирии.
По сообщениям российских СМИ, на сирийскую войну граждане постсоветского пространства попадают, пересекая третьи страны – в основном Турцию и Египет. Таджикистанцы, чтобы попасть в эту арабскую страну, сначала едут в Россию.
Что ведет таджикистанцев в Сирию?
Гражданская война в Сирии, начавшаяся в начале 2011 года на волне «арабской весны», не утихает до сих пор. То и дело в СМИ показывают страшные кадры войны в этой стране, где, по официальным данным, уже погибло около 150 тысяч человек.
Что же толкает представителей других стран принять участие в этой внутренней войне сирийцев?
По мнению многих экспертов, сегодня сирийский конфликт принял более широкий характер, нежели в самом начале противостояния.
В конфликт включились большинство крупных мировых держав, а также страны, поддерживающие ту или иную сторону по религиозным соображениям. В конце 2012 года в докладе ООН эта война была охарактеризована как «открыто религиозный конфликт» между алавитским ополчением и его шиитскими союзниками, воюющими в основном против преимущественно суннитских повстанческих группировок.
И в этой смеси противостояний оказались и многие выходцы из стран постсоветского пространства, в том числе из Таджикистана, воюющие в основном по идейным соображениям на стороне суннитов, считая участие в этой войне джихадом.
Профессор Питер Ньюман из Международного центра при лондонском Королевском колледже объяснил эту ситуацию следующим образом: представители ислама устремляются в Сирию, поскольку считают, что таким образом они «защищают своих братьев и сестер по вере. По их мнению, человек не должен считать себя гражданином определенного государства или членом общины. Ему следует думать о себе как о части мировой общины - общины верующих».
Однако многие сирийцы, рассматривающие конфликт как гражданскую войну, ставка в которой - свержение режима Асада, выступают против приезда в страну иностранных боевых групп. «Мы обращаемся к нашим братьям из всех стран. Нам не нужны люди. Оставайтесь в своих странах и делайте что-нибудь доброе у себя в стране. Если хотите помочь нам, направляйте нам оружие или деньги. Вы можете молиться за нас, но вам не нужно приезжать в Сирию», – заявил начальник штаба Сирийской свободной армии Селим Идрис.
Таджикистан за возвращение своих граждан с войны
В самом Таджикистане к участию наших соотечественников в сирийском конфликте многие рядовые граждане относятся сдержанно, стараясь не осуждать, но и не приветствовать их поступок.
Власти же республики больше всего опасаются, что молодежь, воюющая сейчас в Сирии или Афганистане, когда-нибудь вернется домой и принесет на родину нестабильность.
Призвали отказаться от участия в сирийской войне нашу молодежь и многие религиозные деятели страны, в том числе известный богослов Ходжи Мирзо.
Саидумар Хусайни, депутат таджикского парламента и заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана, считает, что сирийский конфликт – война, развязанная врагами исламского мира и нашим соотечественникам не стоит принимать участие в боевых действиях в этой стране.
«Как известно, в последние годы все сильнее наблюдается втягивание мусульманских стран в хаос со стороны определенных внешних сил. Такая ситуация в Египте, где не без поддержки крупных мировых игроков был отстранен от власти и арестован всенародно избранный президент Мурси; не видно мира в Ираке, Афганистане; никто не спешит заняться вопросом Палестины. На этом фоне участие исламских сил в сирийской войне на руку лишь их врагам. Что касается сообщений о том, что в этой войне принимают участие около 200 таджикистанцев, думаю, тут все преувеличено специально, с целью опорочить мусульманские страны. На самом деле я не исключаю, что среди 8 миллионов таджикистанцев найдется пара десятков молодых людей, по тем или иным причинам решивших принять участие в сирийской войне, но не более», - говорит С.Хусайни.
«Наша религия всегда была на стороне мира, и, думаю, тем нашим землякам, которые решили послужить исламу, лучше было бы делать это мирно, у себя дома, призывая своих близких к служению исламу, ведению праведного образа жизни. Это был бы правильный джихад, - считает Саидумар Хусайни. - А властям следовало бы искать пути решения этой проблемы, прежде всего обеспечив нашу молодежь достойной работой, вниманием в обществе, равными возможностями для образования и самореализации у себя в стране. Только так мы можем защитить их от внешних влияний, не отвечающих интересам нашего общества».
Правила комментирования
comments powered by Disqus