Иностранные мигранты обратились к российским властям с необычной просьбой. Они хотят, чтобы им дали возможность участвовать в обороне страны, сообщил в понедельник Интерфакс со ссылкой на Федерацию мигрантов России (ФМР).
В обращении, которое подписал глава ФМР Мухаммад Амин, отмечается: «Мы больше не можем быть в роли наблюдателей происходящего вокруг нас. Наступило время сплочения, объединения, единства народов, проживающих в России, без какого-либо идеологического разделения и независимо от происхождения и вероисповедания. Только единство народов мира может защитить нас».
Мигранты хотят защищать интересы России. И просят разрешить им служить в Вооруженных силах страны по контракту. О чем федерация уже уведомила Владимира Путина.
«Мы уже передали письмо президенту. Если наше предложение поддержит президент, Минобороны и депутаты Госдумы, то к мигрантам будут определённые требования. Надеемся, в течение недели мы получим какую-то реакцию», - приводит слова Амина «Русская служба новостей».
Впрочем, опрошенные «СП» эксперты не видят острой необходимости в укреплении нашей армии за счет иностранных граждан. Тем более что возможность служить по контракту им была предоставлена еще в 2003 году, тогдашним министром обороны Сергеем Ивановым. Но идея себя не оправдала: с той поры из года в год численность иностранцев-контрактников в российских войсках колебалась в пределах 300-350 человек.
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), координатор общественного движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко напомнил:
- В настоящее время служить по призыву в Российской армии могут только граждане России. Иностранные граждане призыву не подлежат. Но недавно в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, обязывающие молодых людей, получивших российское гражданство, отслужить в Вооруженных силах, даже если ранее они прошли службу в армии своей страны.
Но это - по призыву. А что касается профессиональной солдатской или матросской службы, то давно любой иностранный гражданин может заключить контракт с Министерством обороны России. Это если претендент знает русский язык, годен по здоровью и не имеет криминального прошлого. Там есть даже такая льгота, как получение гражданства РФ по упрощенной процедуре - после прохождения службы. Желающих, правда, немного. Точно не помню, но процент небольшой…
«СП»: - По данным Минобороны, в 2010 году немногим более трех сотен граждан бывших союзных республики служили по контракту в Российской армии…
- При миллионной армии это мизер, конечно. Но, в общем-то, особой нужды в них и нет. Поскольку взят курс на перевод нашей армии на контракт. Призыв пока остается. Тем не менее, постоянно сокращается. Одним из майских указов президента поставлена, кстати, задача сократить количество военнослужащих по призыву к 2020 году наполовину. То есть, если сейчас у нас примерно 300 тысяч человек ежегодно призывают на военную службу, то к 20-му году будут призывать где-то 150 тысяч.
Еще одна задача: в 2017 году набрать по контракту 425 тысяч военнослужащих. В принципе, проблем с комплектованием нет. Демографическая ситуация постепенно выправляется. По осеннему призыву, например, Минобороны выполнило стопроцентно все плановые показатели. В количественном плане пробелов мы не имеем. Возникают вопросы с качеством – я имею в виду, здоровье призывников. Одна треть молодых людей этого поколения довольно хилая. Но это общемировой показатель. Такие же примерно цифры и в других странах мира.
«СП»: - Так нужны нам иностранцы в войсках?
- Насколько я понимаю, со всем миром мы воевать не собираемся. Так что та численность Вооруженных сил, которая определена указами президента, сейчас не пересматривается. Она рассчитана, исходя из реальных угроз, которые существуют. Вводить всеобщую воинскую обязанность и призывать всех «под ружье»... Такая задача не стоит. Да и формат войны сейчас изменился. Войны идут не так, как было во Вторую мировую – с огромным количеством пехоты, танковыми армиями…
Сейчас все по-другому. Поэтому ставится задача в России иметь профессиональную миллионную армию. И без иностранцев мы вполне обойдемся.
В свою очередь, военный эксперт Михаил Тимошенко считает, что мигранты могли бы быть полезными для укрепления обороны страны:
- Почему, нет? Если они русскоязычные, и, особенно, если у них есть военно-учетная специальность? По контракту – пусть идут, это не возбраняется. Но что-то не очень они стремятся.
«СП»: - Но были же в царской армии, так называемые, «иноверческие войска»…
- Чисто иноверческих не было. Были «дикие дивизии», которые стали создаваться во второй половине Первой мировой войны. В основном - из добровольцев-мусульман с Кавказа. Показали они себя, я бы сказал, очень разнообразно. Потому что, с одной стороны, вроде как лихость наличествовала. А с другой - почему бы не пограбить мирное население? В результате проблемы возникали и у Российской армии тех времен.
Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин сомневается, что наша армия нуждается в подобном ресурсе:
- Для нас сейчас выгодна профессиональная армия. А доля иностранных контрактников в Российской армии так ничтожна, что никакого влияния на обороноспособность они не окажут.
«СП»:- А почему не работает «закон Сергея Иванова»? Казалось бы, «бонус» вполне привлекательный – российское гражданство?
- Опасаются, наверное, чего-то.
«СП»: - Например? Чего, допустим, бояться бывшему советскому офицеру, родом из российской глубинки, которого развал Союза застал где-нибудь в Казахстане или Узбекистане.
- Ну, те военные, которые хотели вернуться, они имели для этого более двух десятков лет. Кто хотел - тот вернулся. Но многие оставались за пределами России. Потому что квартира, хорошая работа, перспективы, круг общения, друзья, деловые связи – это как-то перевешивало. Процесс – нормальный. И трагедию, мне кажется, не нужно делать из того, что вот эта категория контрактников у нас немногочисленная.
Не видит целесообразности в привлечении иностранных граждан в армию России и бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский:
«Для меня не очень понятна эта идея. Это что-то наподобие французского иностранного легиона? Если речь идет о создании отдельного формирования, то я не вижу тех мест, где могло бы быть использовано подобное подразделение», - приводят его слова РИА «Новости».
Эксперт считает, что инициатива не будет иметь продолжения: «В связи с тем, что Минобороны прилагает все больше усилий к увеличению потока контрактников, то особой необходимости привлекать иностранцев, нет, тем более что основной «пряник» там был в упрощенном получении гражданства. В этом плане и без службы в армии предпринимаются шаги. Поэтому, я думаю, что это разговор, который не будет иметь никакого продолжения».
Правила комментирования
comments powered by Disqus