90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Майдановская демократия у нас называлась «башизм». Известный туркменский оппозиционер о последствиях событий на Украине для стран Центральной Азии

18.04.2014 13:19

Политика

Майдановская демократия у нас называлась «башизм». Известный туркменский оппозиционер о последствиях событий на Украине для стран Центральной Азии

«Такой Майдан нашей стране не нужен, но такого в Туркмении и быть не может. Там или весь народ восстанет против режима, или, как сейчас, продолжит покорно выживать».

Руководитель Республиканской партии Туркмении в изгнании, а в прошлом посол республики в Турции и в Израиле — Нурмухаммед Ханамов более десяти лет живет в Вене на положении политического беженца. На родине он был приговорен к пожизненному заключению еще «башистским» судом по знаменитому делу о так называемом покушении на Сапармурата Ниязова, но и нынешняя власть в Ашхабаде, вопреки своему заявлению о планах вернуть в страну оппозицию, этот приговор не отменила. Ханамов — постоянный собеседник западных делегаций в ОБСЕ и других международных организаций. В условной градации, имеющейся в отношении оппозиционеров из стран региона, он считается демократом европейской ориентации. Но сегодня, дав интервью «''Новой''-Казахстан» в связи с событиями на Украине, лидер туркменской оппозиции разрушает имеющееся клише.

— Когда начались события на Майдане, один российский демократ высказал удивление, как же различны два соседних народа, если один готов биться за свободу до конца, а второй (имея в виду российский), увы, не поддержал Болотную и сник. Для Вас как для оппозиционного лидера Майдан тоже представляется привлекательной перспективой, или же свобода иногда заключается в том, чтобы вовремя остановиться и не таскать каштаны из костра для других?

— На Майдане погоду делали активисты с запада Украины. И хотя Украина и Россия имеют общие исторические корни, но запад страны этих корней не ощущает. Вспомним бандеровцев и то, что они чинили и на западе Украины, и в Белоруссии. Для истории срок с тех пор прошел небольшой, и потомки тех людей сегодня выросли, и они сильно отличаются по взглядам от восточных украинцев. У меня сложилось впечатление, что погоду на Майдане делали украинские националисты, а отчасти и нацисты. А молодежь легко подключается к таким событиям, в Киеве много вузов. Привлечь студентов в тех условиях было не так уж сложно, тем более уверяя, что им будет открыта дорога в Западную Европу. Я знаю, что это действительно привлекает многих. Знаю также многих, кто старается на Западе подрабатывать, чтобы содержать семью на Украине. Хотя, давно находясь в Европе, могу сказать, что здесь их не ждут, здесь к ним, за редким исключением, относятся как к людям третьего-четвертого сорта. Но чтобы понять это, надо накопить значительный опыт, а у молодежи его не хватает. И я не знаю, насколько себя может чувствовать сейчас Украина более свободной — у нее и до этого свободу никто не отнимал. Майдан, как мы видели, произошел после того, как Виктор Янукович не подписал соглашение с ЕС об ассоциации Украины. Но даже подпиши он этот документ, Украина не стала бы полноценным членом ЕС. Мы видим другие, куда более развитые страны, которые ранее вошли в ЕС, а экономическая ситуация у них очень сложная. А Украина, большая страна, экономика которой очень сильно завязана на Россию, не может даже при всем желании переориентироваться на Запад быстро. Не знаю, насколько зрелой была та форма протеста, где, повторюсь, ведущую роль играли националисты. И в том, что Крым отошел от Украины, виноваты нынешние власти этой страны. Их вина, в первую очередь, в том, что они потакают националистам и радикалам-бандеровцам. Нормальный человек, глядя на их действия, не может не обеспокоиться своим будущим и будущим своих детей. Жителей Крыма напугало намерение лишить их родного языка, напугал фактически открытый вызов, когда в Киеве говорится о том, что на Украине только те должны иметь права и считаться полноценными гражданами, у кого взгляды, как у националистов. Если бы украинские политики были разумными, Украина бы не потеряла Крым. Мы, Республиканская партия, признаем результаты референдума в Крыму и считаем присоединение Крыма и Севастополя к России нормальным историческим явлением и юридически обоснованным актом.

— Как бы Вы оценили роль Виктора Януковича в той ситуации?

— О нем можно много сказать негативного, но имея возможность силой пресечь протесты в самом начале, после первых брошенных коктейлей Молотова и захватов зданий активистами Майдана, он на это не пошел. А новая власть в Киеве идет на применение войск против жителей юго-востока страны, которые требуют проведения референдума и хотят жить более самостоятельно. Меня очень удивляет позиция Турчинова, который несколько дней назад заявлял, что готов идти на уступки юго-востоку, готов идти на референдум и искать взаимоприемлемые варианты, а буквально через сутки заявил, что через 48 часов применит силу, назвал бастующих террористами. Почему их так называют, а майдановцев, которые только что требовали большей свободы для себя, называют освободителями Украины? Я этого не понимаю. И тут нельзя избежать констатации того, что Турчинов и стоящая за ним группа в Киеве ощущают стоящий за спиной Запад, и в первую очередь США. Я, кстати, в данном случае не совсем согласен с обвинениями в адрес России. Мы видим, как Россия пытается защитить права русских на Украине по дипломатическим каналам, а не силой. Могу привести один пример: когда в ноябре 2002 года нас обвинили в попытке государственного переворота в Туркмении, многие наши соратники были брошены в тюрьмы, и об их судьбах до сих пор ничего не известно. Но среди этих осужденных был один гражданин Америки. И буквально через несколько месяцев он вышел на свободу и уехал в США. Америка своего гражданина быстро сумела вытащить из клещей Ниязова. И я задаюсь вопросом: если США даже в таких условиях могут вызволить своего гражданина, то почему Россия не может заступаться за права миллионов русских, которые подвергаются опасности со стороны националистов и нацистов? Я вижу в этом проявление двойных стандартов со стороны Запада, который не осуждает действия этих группировок. Вот свежий пример: в Киеве совершены нападения на двух официальных кандидатов в президенты, один из них избит. И это происходит только из-за того, что они поддерживают требования жителей юго-востока. Но Запад молчит. Или это такая новая демократия майдановская — если ты не с нами, то ты террорист, сепаратист, и тебя можно бить и сажать? Подобное уже было в недавней истории, это даже в Туркмении было под названием «башизм». Мне кажется, что Украине сейчас не следует искать причин своих неприятностей ни в России, ни на Западе, а следует постараться разумно подойти к решению вопроса о народовластии и принять во внимание требования всех групп населения. Продолжение же нынешней политики может привести страну к гражданской войне. В свою очередь, если США, ЕС и Россия перешагнут через свои амбиции и объединятся для нахождения мирного пути выхода из кризиса, то и Украина останется не раздробленной и народ не пострадает. Я за единство Украины, но таковое должно быть достигнуто мирным путем.

— Вам, туркменским оппозиционерам, такой Майдан нужен?

— Такой Майдан нашей стране не нужен, но такого в Туркмении и быть не может, там не будет такого раздробления. Там или весь народ восстанет против режима, или, как сейчас, продолжит покорно выживать.

— Российские политологи предупреждают Центральную Азию, что США имеют возможности дестабилизировать ситуацию в регионе для оказания давления на Москву и сферу ее безопасности. Инструментом должны выступить исламистские организации. А западные эксперты — что, наоборот, Россия будет добиваться проведения своей политики через угрозу дестабилизации и фактор русских меньшинств. Туркмении следует в свете событий на Украине всерьез относиться к таким оценкам?

— Влияния извне исключать нельзя, потому что сейчас с выводом международного контингента из Афганистана многое может поменяться. В первую очередь если там к власти придут талибы. Хотя многие обозреватели ссылаются на то, что Туркмения находила с талибами общий язык прежде и найдет сейчас, я считаю это самоутешением. Сегодня есть такие группы туркмен, которые выросли среди талибов, прошли практику в Сирии, и завтра они быстрее договорятся с талибами, чем Ашхабад. Те льготы, которые Ашхабад может предложить талибам в отношении энергоресурсов, гуманитарной помощи и так далее, эти группы могут легко «перебить», обещая гораздо лучшие условия своим «братьям» в случае прихода к власти и ссылаясь на переменчивость позиции Ашхабада. Эти силы при поддержке талибов могут повлиять на судьбу Туркмении.

— В 2003 году Москву упрекали в том, что она бросила на произвол Баши сотню тысяч русских бипатридов, продав их за газ. Сейчас в Ашхабаде должны опасаться того, что Россия действительно обратится лицом к этой категории жителей Туркмении и использует их бесправие как повод для геополитического давления на Туркмению?

— Меня давно беспокоил вопрос о том, что Россия закрывает глаза на бедственное, издевательское положение тех русских, которые живут в Туркмении. Я бы считал, что России задолго до событий на Украине и в Крыму следовало принять меры по защите прав этих людей. Возможно, что теперь Россия станет активнее защищать интересы русских в странах ближнего зарубежья, в том числе и в Туркмении. Республиканская партия Туркмении это бы поддержала.

— События в Крыму вызвали острую реакцию в Казахстане, причем как во власти, так и в оппозиционных кругах. Как Вы считаете, Астане тоже следует беспокоиться в связи с наличием значительного «русского населения» в стране?

— Не думаю, что русские, проживающие в Казахстане и вообще в регионе, могли бы и стали бы противодействовать власти в качестве самостоятельной группы при поддержке России, как это было в Крыму. Но они очень надеются, что Россия будет их поддерживать через дипломатические каналы. Хотя если дипломатические каналы не работают, могут применяться более строгие меры. Это не значит применение силы, введение войск, но значит более жесткие требования. У России такие возможности есть. Себя надо поставить так, чтобы любая страна знала — за права своих граждан она сможет постоять. Что, разве США угрозой оружия повлияли на Туркменбаши в случае, о котором я говорил? И влияют на другие страны, когда дело касается защиты американцев. Почему их боятся и их требования выполняют, а российские — нет? Потому что Россия себя должным образом не обозначила, она не воспринимается страной, стоящей на защите интересов своих граждан. Но для этого в первую очередь сама Россия должна изменить собственный взгляд на эту проблему и свою политику.

— В условиях резкого размежевания России и Запада по украинскому вопросу и в свете вывода войск НАТО из Афганистана у Туркмении есть возможность остаться нейтральной, или ей, раньше или позже, придется прибиться к российскому, китайскому или иранскому берегу?

— Насколько мне известно, в Ашхабаде сегодня считают, что они смогут сохранить свой нейтралитет. Они рассчитывают найти общий язык с талибами и с другими силами в Афганистане. Поездка главы МИД Туркмении в эту страну и встреча там с местными туркменами симптоматичны. Это подготовка к моменту, когда там не будет международных сил.

— В Туркмении знают о событиях на Украине?

— СМИ не сообщают вообще ничего, но при современных технологиях, через спутниковые антенны в Туркмении смотрят и российские телеканалы, и турецкие, и, в меньшей степени, европейские, и азиатские. Есть пусть и очень слабо развитый интернет. Так что какая-то информация все же до населения доходит.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

18.04.2014 13:19

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Виктор Борисович Христенко

Христенко Виктор Борисович

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
На 250 тысяч

человек вырослв численность населения Казахстана за последний год

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31