Корреспондент и редактор Uznews.net в Швеции Кудрат Бабаджанов:
Нынешний режим в Узбекистане все больше напоминает советские времена: тотального контроля и жесткого подавления любых проявлений инакомыслия. Времена, когда казалось, что этот режим - навсегда.
Каждый день сегодня мы получаем новости, которые говорят о том, что демократия в стране ослабевает, диктатура – укрепляется.
Возможно, для рядового обывателя это происходит на первый взгляд незаметно, но свобода умирает постепенно – с каждой новой нормой закона, с каждым правилом, которые ущемляют наши права, которые усиливают контроль за жизнью граждан.
Многие ли задаются вопросами: а почему я, собственно, обязан ездить на хлопок? Почему кто-то за меня решил, что можно читать в Интернете и что нельзя? Кто и как тратит налоги, которые я плачу? Насколько эффективно управляют страной те, кому это поручено?
Поиск ответов на эти вопросы нынче – преступное проявление инакомыслия. Мы проходили уже подобное.
В 80-х я был студентом журфака, и отлично помню, как с этим боролись.
Тогда, как и сейчас, в Узбекистане печатные станки контролировались очень строго. Ксероксов еще не было, до компьютеров и Интернета вообще было очень далеко.
Любая попытка напечатать что-то противоречащее идеологии, представляла огромную опасность.
Нам было страшно, но мы печатали листовки. У меня была дряхлая механическая машинка «Москва», на которой я смог напечатать только семь копий самиздата.
Позже нам подарили целую кассу типографских шрифтов – настоящие цинковые литеры для ручного набора.
С их помощью я набрал вручную текст листовки – воззвание против коммунизма на одном печатном листке. Скажу из опыта: чернила абсолютно не подходит для цинка.
Листовки были грязными, местами трудно читаемыми. Но привлечь внимание людей удалось.
Впрочем, как и внимание КГБ.
Меня тогда не посадили в тюрьму, но отправили в армию. Да и после не оставляли без внимания.
Это было в 82-м, за девять лет до распада СССР и независимости Узбекистана.
«Поздравляю, ты ликвидатор!", - сказал в 91-м мой друг, когда-то доставлявший мне литеры для несостоявшейся свободной типографии. К тому времени появились более современные средства для распространения информации: те самые ксероксы и компьютеры.
Да и официальные газеты стали ближе к правде, и люди научились говорить свободно.
Но что-то опять случилось. И теперь колесо истории движется назад – нам опять врут, мы опять боимся об этом говорить.
Политика, экономика, СМИ – все это существует в Узбекистане в двух параллельных реальностях. В официальной версии: демократия, свобода мысли, процветание и стабильность. В реальной жизни: бесправие, нищета, коррупция, запрет на любые проявление инакомыслия.
Узбекистанцы привыкают жить в этих двух реальностях одновременно, молча идут на хашары, откупаются от хлопковой повинности, дают взятки, читают в интернете запрещенные СМИ и – держат язык за зубами.
А еще – стараются не вспоминать о журналистах и оппозиционерах, которые поплатились за свое стремление к свободе. Кто-то из них – за решеткой, кто-то вынужден бежать в другую страну, кого-то объявили сумасшедшим.
Какое будущее ожидает такую страну? Присмотритесь к Северной Корее – если вам, конечно, удастся найти в Интернете крупицы правды о том, что на самом деле происходит в этой стране.
Из самых свежих «вдохновляющих» новостей: всех мужчин в стране обязали носить такую же стрижку, как дорогой товарищ Ким Чен Ын, сын дорогого товарища Ким Чен Ира, унаследовавший от него бремя властелина коммунистической страны.
Смешно? А как вам стрижка Ислама Каримова – нравится?
Впрочем, правду говорят, что самая темная ночь бывает перед рассветом.
И я верю, что сегодня, когда тоталитарный режим в Узбекистане силен, как никогда, где-то уже есть человек с маленькой флешкой в кармане. На флешке у него – идеи, которые начнут разрушать то, что кажется нерушимым.
Всего доброго.
Правила комментирования
comments powered by Disqus