Президент РФ Владимир Путин подписал недавно закон, упрощающий порядок получения гражданства для русскоязычных граждан бывших советских республик. По мнению аналитиков, данный закон продиктован стремлением усилить влияние Москвы на Украине и в других республиках, однако он может возыметь непреднамеренные для Кремля последствия в Центральной Азии.
В Кыргызстане этот закон взбудоражил, смутил и взволновал пишущую братию. Некоторые видят в российском гражданстве возможность избавиться от нищеты и политической нестабильности; другие полагают, что будет легче получать положенные российским государством социальные льготы; а другие опасаются, что эта мера ускорит процесс утечки мозгов из Кыргызстана и является угрозой для суверенитета республики.
Согласно новым правилам, чтобы обрести право на получение российского гражданства, заявитель должен сдать экзамен на свободное знание русского языка. Человек также должен быть уроженцем или потомком уроженцев бывших советских республик. Кроме того, заявители должны отказаться от своего нынешнего гражданства, хотя подробности по этому пункту не слишком ясны. Также заявление на получение российского гражданства должно подаваться на территории России, а не в посольстве РФ за рубежом.
До ратификации закона и подписания его 21 апреля президентом Путиным, у претендентов из числа граждан Кыргызстана уходило два года на подачу документов, сдачу экзамена и получение российского гражданства, зато им разрешалось сохранить и кыргызский паспорт. Новый порядок сильно ускоряет данный процесс, сокращая его до трех месяцев.
Все это является «явной угрозой» суверенитету Кыргызстана, полагает политолог бишкекского Кыргызско-Российского Славянского университета Марат Казакпаев. Он нарисовал перспективу, в которой большой процент жителей Кыргызстана станет российскими гражданами. «Вскоре мы можем дойти до того, что на территории Кыргызстана не останется кыргызских граждан и некому будет голосовать», – сказал политолог EurasiaNet.org.
Центральная Азия и так уже серьезно зависит от российской экономики; около миллиона трудовых мигрантов из Кыргызстана (порядка пятой части населения), а из Таджикистана и Узбекистана и того больше, трудятся за рубежом, преимущественно в России. Как данный закон повлияет на этих мигрантов, представляется неясным, потому что многие из них бегло по-русски не говорят.
В соответствии со вторым законом, подписанным Путиным в тот же день, Россия ужесточает правила для трудовых мигрантов, обязывая их сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. Так что теперь жителям Центральной Азии, свободно говорящим по-русски, будет легче (по крайней мере, в теории) получить российское гражданство, чем разрешение на работу. (Вопрос о том, как данный закон будет реализовываться на практике, остается без ответа: неясно, как будут проводиться эти экзамены; будут ли они носить избирательный характер, отдавая предпочтение этническим русским перед представителями других национальностей; как будет влиять на экзаменационный процесс засилье коррупции в России).
На взгляд Марата Казакпаева, Кремль сигнализирует, что ему «нужны не в мигранты, а новые граждане».
Другой невнятный закон, рассматриваемый сейчас нижней палатой российского парламента (Госдумой), потребует от российских граждан уведомлять власти о наличии у них паспорта другого государства. Государственные СМИ приводят слова Путина о том, что Россия должна отслеживать жителей со вторым гражданством. Как отмечает видный бишкекский адвокат по правам человека Нурбек Токтакунов, хотя Россия вправе знать, кто из ее жителей имеет двойное гражданство, предлагаемое требование может использоваться как предлог для вмешательства в дела других стран. Он опасается, что данный пакет законов может вынудить владельцев российских паспортов в Кыргызстане определиться с приверженностью тому или иному государству, расколов общество на про- и антироссийский лагеря.
«Случись завтра у нас референдум, многие проголосуют за присоединение к России», потому что большинство жителей Кыргызстана испытывает ностальгию по существовавшей при Советском Союзе стабильности, сказал EurasiaNet.org Нурбек Токтакунов. То же самое на этой неделе заявил и аналитик из соседнего Таджикистана, по оценке которого, «огромное большинство» жителей Таджикистана проголосовали бы за присоединение к России, случись такая оказия.
Хотя руководство Кыргызстана мало что может поделать с российским законодательством, разговоры о гражданстве и подданстве внушают некоторым тревогу. После того, как результаты одного неформального опроса показали, что 51 процент жителей Кыргызстана был бы не прочь вообще отказаться от суверенитета, депутат Турсунбай Бакир уулу потребовал от парламента реакции. «Наши предки боролись за независимость страны, – цитирует его выступление 24 апреля «Вечерний Бишкек». – Посмотрите, что творится на Украине. Вы хотите оказаться в аналогичной ситуации?» Опасения в связи с обстановкой национальной безопасности усугубляются появившимися в последние недели многочисленными провокационными сообщениями о том, что мигранты из бывших советских республик стремятся пройти службу в российской армии, что наводит на предположение о размывании политических пристрастий.
Законопроекты, вызвавшие такую сумятицу, не направлены на жителей Центральной Азии, говорит руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Направлены они, по его словам, на жителей Украины, желающих перебраться в Россию. Открыв дверь жителям Украины, Дума вольно или невольно предоставила возможность переехать в Россию и другим. «Кто больше всего заинтересован в новой процедуре? Не украинцы, а люди из Центральной Азии и Кавказа. Интерес исходит от стран, поставляющих трудовых мигрантов», – сказал он EurasiaNet.org.
На взгляд Андрея Грозина, закон о гражданстве – в случае его полноценной реализации – в конечном итоге негативно скажется на российской экономике, потому что страна и так наводнена мигрантами. Однако пока условия жизни в России будут выше, чем на большей части Центральной Азии, жители Кыргызстана и Таджикистана будут стремиться получить российское гражданство просто для того, чтобы обрести доступ к российским пенсиям и другим социальным льготам, говорит замдиректора бишкекской «Правовой клиники «Адилет» Людмила Агапова, по словам которой, данная практика уже имеет «широкое распространение».
Будучи экспертом по законодательству о гражданстве, Людмила Агапова полагает, что новая процедура подтолкнет еще больше жителей Кыргызстана обращаться за получением российского гражданства не для того, чтобы перебраться в Россию или работать там, а чтобы получить доступ к социальным фондам РФ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus