В античное время основной религией, распространенной в Средней Азии, был зороастризм. Начиная с III века нашей эры, с расцветом Кушанской империи прослеживается распространение буддизма, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники, храмы и святилища, исследованные на территории Центральной Азии во второй половине ХХ века.
Археологические изучения памятников Гиссарской долины начались с 1946 года, после создания согдийско-таджикской археологической экспедиции под руководством А.Ю. Якубовского. Специально изучением Гиссара и Гиссарской долины занимался кафирниганский отряд, входивший в состав этой экспедиции, начальником которого был М.М.Дьяконов. В результате были исследованы памятники разных эпох и времен от каменного века до ХХ столетия, показывающие развитие религии и религиозной деятельности людей на данной территории. К числу таких памятников относятся буддийские ступы, расположенные вблизи Балха – Тахти-Рустам и Шахри-Фалаки, близ Термеза – Башня Зурмала, Каратепа, а также комплекс Айртам, часовня Зартепа, храм Дильварзинтепа и многие другие.
В Таджикистане имеется большое количество буддийских памятников. Пять буддийских архитектурных памятников открыты в южном Таджикистане. Один из них - Уштурмулло (Кабадиан) стоял на возвышенности, на берегу Амударьи. Он включал в себе сырцовую монастырскую постройку и стоящую рядом с нею ступу. При раскопках здесь найдены также остатки монументальной живописи. Другая буддийская постройка (святилище-храм) с настенной росписью и глиняной скульптурой найдена при раскопках на городище Калаи Кафирниган.
Два других буддийских памятника раскопаны в долине реки Вахш.
Первый из них - буддийская часовня в городище Кофир-кала (Колхозабад), входившая в состав дворцового комплекса местного правителя. Здесь найдены фрагменты настенных росписей и обрывки буддийской рукописи с письмом брахмы. Второй, наиболее знаменитый раннесредневековый буддийский памятник Аджина-тепе обнаружен в результате раскопок в 1960-1976 гг. в окрестностях города Курган-Тюбе.
Аджина-тепе – это большой буддийский храмовый комплекс, состоящий из двух частей: монастырской и собственно храмовой части. В ходе раскопок обнаружены вотивные и миниатюрные ступы, монументальная настенная роспись, также знаменитая глиняная 13-метровая скульптура «Будда в нирване». Помещения Аджина-тепе были выстроены из пахсовых блоков и сырцового кирпича. Вытянутые прямоугольные помещения были перекрыты сводами – квадратными куполами, а проемы - арками. Для ансамбля характерна четкая ритмо-геометрическая, композиционная структура. Айванные святилища и четырехайванно-дворовая планировка, двухчастная схема, сочетание камер и коридоров, свойственные кирпично-пахсовой архитектуре, конструкции стен и перекрытий - все это глубоко органически слито в едином архитектурном организме.
Много сведений о городах и странах Средней Азии можно найти у китайского путешественника Сюань-Цзянь, посетившего эти края в 630 г. В своей книге «Записки о Западных странах эпохи Великой Тан» он писал, что Тохаристан состоит из 27 княжеств, наиболее крупными из которых были следующие владения: Термез, Чаганиан, Хутталон, Ахарун и Шуман. Он более подробно пишет об этих городах-странах следующее: «Страна Дами (Термез) с востока на запад более 600 ли (один ли равен 350 м). С юга на север - более 400 ли. Столица в окружности более 20 ли, с востока на запад вытянута, с юга на север узкая. Монастырей около 10, монахов около 1000 человек. Ступы и изваяния Будды обладают множеством чудесных свойств и связаны с необыкновенными явлениями. К востоку отсюда – страна Чиэяньна (Чаганиан). Страна Чиэяньна с востока на запад около 400 ли, с юга на север около 500 ли. Столица в окружности около 10 ли. Монастырей – 5, монахов совсем мало.
К востоку отсюда – страна Хулумо (Ахорун). Страна Хулумо с востока на запад около 100 ли, с юга на север около 300 ли. Столица в окружности около 10 ли. Правитель – Сису, из туцзюэсцев. Монастырей – 2, монахов около 100 человек.
К востоку отсюда – страна Сумань (Шумон). Страна Сумань с востока на запад около 400 ли, с юга на север около 100 ли. Столица в окружности 6-7 ли. Правитель – Сису, из туцзюэсцев. Монастырей – 2, монахов очень мало. Юго-западная граница проходит по реке Фочу (Амударья).
Далее – страна Цзюйхэяньна (Кабадиан), с востока на запад около 200 ли, с юга на север около 300 ли. Столица в окружности около 10 ли. Монастырей – 3, монахов около 100 человек.
К востоку отсюда – страна Хуша (Вахш). Страна Хуша с востока на запад около 300 ли, с юга на север около 500 ли. Столица в окружности 16-17 ли.
К востоку отсюда – страна Кэдоло (Хутал). Страна Кэдоло с востока на запад около 1000 ли, с юга на север около 1000 ли. Столица в окружности около 20 ли. На востоке примыкает к Цунлину.
Далее – страна Цзюймито (Кумед). Страна Цзюймито с востока на запад около 2000 ли, с юга на север около 200 ли. Расположена около Большого Цунлина. Столица в окружности около 20 ли, на юго-запад отсюда – переправа через реку Фочу, на юг отсюда – страна Шицини (Шугнан)».
(Записки о Западных странах эпохи Великой Тан. Перевод Александровой Н.В. Москва, 2012 стр. 44-45).
Как видим, в его описаниях в Термезе, Чаганиане, Ахоруне, Шумане и Кабадиане существовали буддийские монастыри. Обнаруженные в 2010 году Али Абдуллаевым и Зикрулло Джобировым у кишлака Бустон два пещерных храма свидетельствуют о существовании буддийских храмов и святилищ в окрестностях Гиссарского городища в Кушанское время. Пещеры расположены в 3 км к югу от Гиссарского городища, у склона гряды Уртабуз и представляют собой два расположенных рядом помещения различной длины, расстояние между которыми 15-20 м. Длина южной пещеры составляет 33 м, а с учётом срезанной части – 56 м, ширина – 3.5 м, высота – 2.5–3 м, в торцовой стене - высокая неширокая суфа шириной 35-40 см. Сохранившаяся длина северной пещеры составляет 23 м (с учетом разрушенной части – 45 м), ширина – 3,8 м, высота 2.5–3 м, в торцовой стене также имеется суфа.
В определенной степени эти пещерные помещения могли использоваться буддистами как место беседы «катхика-сала». По предварительным подсчетам, в таких сооружениях могли помещаться от 100 до 70 монахов. Исследования этих пещер могут предоставлять собой новые материалы для определения роли буддизма, особенно - её школы в Гиссарской долине. Дальнейшая реставрация и консервация этих пещер дадут дополнительные возможности для привлечения туристов в республику.
Правила комментирования
comments powered by Disqus