В других коллективных трудах, где его вклад весьма широк, Владимир Плоских описал образование племенной структуры нынешних кыргызов в поворотный момент XVI в., а именно после их окончательного прибытия на современную кыргызскую территорию (В ту эпоху площадь кыргызских кочевий на Тянь-Шане охватывала регионы северных территорий нынешних кыргызов (озеро Иссык-Куль, Чуйская и Таласская долины).
Образованная в горах Тянь-Шаня кыргызская племенная структура состоит с этого момента из трех главных племенных объединений или крыльев, по-кыргызски «канат» (Коллектив: История кыргызов и Кыргызстана, 1998, стр. 85.). Племенные конфедерации ассимилировали также значительное количество монгольских племен (Владимир Плоских и его коллектив доходят до того, чтобы написать, будто в конце XV в. и в начале XVI в. три племенные конфедерации состояли из стольких же кыргызских элементов, сколько и монгольских, и что это нисколько не мешало им, тем не менее, называться общим именем «кыргыз» (Коллектив: История кыргызов и Кыргызстана, 1998, стр. 85.) и некоторые казахско-ногайские племена, усиливавшие таким образом монголоидный тип кыргызов. И все-таки военное (и количественное - ?) превосходство кыргызов Тянь-Шаня сделало имя «кыргыз» нарицательным и сохранило его в качестве объединяющего элемента трех племенных конфедераций в их этническом разнообразии, становясь впредь этнонимом, с которым идентифицируется совокупность всех три конфедераций (Там же, стр. 85.).
Два фактора объясняют, на его взгляд, возможность образования трех кыргызских племенных конфедераций: приход ислама из населенных пунктов Ферганской долины и из Таримского бассейна, а также общего сознания об эпосе «Манас». Идеи кыргызской конфедерации по отношению к внешней угрозе, занимающие существенное место в эпосе, были близки всем племенам и сыграли прогрессивную роль в укреплении кыргызской национальной идентичности (Там же, стр. 85).
Вчера, как и сегодня, еще трудно было определить количество кыргызских племен, их структуры и точные их локализации, не только из-за сложности племенных и брачных союзов и распространения племен на нынешней кыргызской территории, но главным образом в соответствии с большой недостаточностью источников. Тем не менее, значительное количество племенных этнонимов продолжало оставаться в лоне трех племенных образований, которые также сохраняли одну устойчивую неизменную территорию начиная с конца XVв. Соседствуя с казахскими «жузами» ("сотнями", ордами) с их организацией, эти три конфедерации состоят из:
1. Он канат (правое крыло), который включает племена: Сарыбагыш, Бугу, Саяк, Солто, Жедигер, Тынымсейит, Монолдор, Багыш, Баарын, Басыз, Черик, Жору, Бёру, Баргы, Карабагыш, Тагай, Сары, Адыге (Адигине?), Мунгуш… С конца XV в. и до наших дней он канат занимает исключительно север и восток Кыргызстана. Он был также конфедерацией, значительной по количеству людей. В действительности, по мнению Марии A.Цаплиска, он канат состоит из двух групп:
- Адыге (Адигине?)
- Тагай, объединяющий семь кланов:
- Бугу, на востоке озера Иссык-Куль и около реки Текес
- Сарыбагыш, на юге и на западе озера Иссык-Куль
- Солто, на юге реки Чуй
- Саяк
- Черик, долина Нарына
- Чонбагыш, на западе Кашгара, записанный в сол канат официальной историографией
- Басыз (Czaplicka M., The Turks of Central Asia in History and at the Present Day, Philo Press, Amsterdam, 1973, p. 49 (Переписанный по изданию 1918 г.)
Согласно кыргызской советской историографии, он канат был образован из шести групп:
- Адыге (Адигине?)
- Тагай (Бугу,Сарыбагыш,Солто, Жедигер, Саяк…)
- Мунгуш
- Монолдор
- Кара-Чоро (Черик, Багыш, Баарын…)
- Кара-Багыш (Коллектив: Кыргызская Социалистическая Советская Республика – Энциклопедия, Академия Наук Кыргызской Республики, Фрунзе, 1982, стр. 115.)
2. Сол канат (левое крыло), который включает племена Кушчу, Саруу, Мундуз, Жетидер, Кытай, Чонбагыш, другие племена, бассыз... Менее многочисленный, чем он канат, сол канат, согласно все той же Марии A.Цаплиска, был образован тремя кланами, расположившимися вдоль реки Талас: Саруу, Кушчу и Мундуз.
3. Ичкилик канат, который объединяет племена Кыпчак, Найман, Тейит, Кесек, Тоокесек, Кангы, Бостон, Нойгут, Диоиолийо (Доолос?)...
Согласно кыргызской советской историографии, зоны заселения кыргызских племен ощутимо отличаются от тех, которые отмечены Марией A.Цаплиска. В ту же эпоху, под царским режимом, как, к примеру, отмечал Владимир Плоских, Бугу занимали исключительно южные берега озера Иссык-Куль и предгорья илийской долины, около реки Текес; сарыбагыши Кеминскую долину и северо-западный регион озера Иссык-Куль; в Чуйской долине и в Таласе кочевали Солто, Саруу, Кытай, Кушчу; на берегу озера Сон-Куль, в Суусамыре и в Кетмень-Тюбе - Саяк; в Центральном Тянь-Шане и в восточном Туркестане - Монолдор и Черик; в Алае и Памире – Адыге (Адигине?); на западе ферганской долины – ичкилик канат (Тейиты, Кесеки), Кушчу, Мундуз и Басыз; и на востоке ферганской долины – Монгуш, Багыш и Карабагыш. Владимир Плоских и Владимир Мокрынин уточняют, что эти племена были наиболее значительные и что были другие, тоже рассеявшиеся в кыргызском пространстве (Для справки по распределению племен, см.: Коллектив. История кыргызов и Кыргызстана, 1998, сс. 85, 146-147 + Карта N°4.).
Правила комментирования
comments powered by Disqus