На презентации своей книги «Кризис евро и глобальные риски» доктор экономических наук Берлин Иришев рассказал, что он думает о Евразийском экономическом союзе и создании наднациональной валюты объединяющихся стран
В понедельник, 5 мая, в Алматы прошла презентация книги «Кризис евро и глобальные риски». Автор книги - Берлин Иришев, управляющий партнер Parlink Consulting (Париж), партнер по исследованию в центре CERI-Sciences Po (Париж), доктор экономических наук. В своем исследовании он описал опыт Евросоюза как интеграционного организма и те проблемы, с которым ЕС столкнулся. В том числе автор дал свой ответ на вопрос, почему в Европе возник кризис и как этот кризис отражается на евро.
Опыт союза европейских государств казахстанцы волей-неволей проецируют на свою страну: «Что будет с нами, когда войдем в ЕАЭС? Нужна ли нам наднациональная валюта?» Во время встречи со своими читателями Берлин Иришев дал ответы и на эти вопросы.
Третья мировая война – валютная?
«Кризис евро и глобальные риски» состоит из 6 глав, текст сопровождается почти четырьмя десятками таблиц и диаграмм. «Для облегчения понимания книги», - объяснил автор наличие визуальной информации и во время презентации продемонстрировал «наглядный материал».
- В мировой валютной системе около 200 денежных единиц. Евро отличается ото всех. Это первая в мире наднациональная валюта, то есть регулирование, функционирование, поведение евро не зависит от желаний одной или нескольких стран Еврозоны. Евро не знает таких форм проявления денежного кризиса, как инфляция и девальвация. Евро также является второй в мире резервной валютой и важнейшим императивом геополитики, - рассказал об особенностях валюты спикер.
Первую главу книги он посвятил парадоксам евро. Важным парадоксом выступающий назвал сильный евро при слабой Европе.
- Если валюта слабая, то и экономика слабая. И наоборот: слабая экономика ведет к ослаблению валюты. В случае с евро мы видим обратное. Евро – самая сильная валюта в мире с точки зрения покупательской способности и отношения к доллару.
На графике «Сильный евро и слабая Европа» можно увидеть соотношение евро к доллару. Сейчас пара подошла к психологическому барьеру 1:1,40.
- Это представляет большую проблему для Европы, потому что она экспортноориентированная и это мешает конкурентоспособности на мировых рынках. Но девальвация евро невозможна. Однако Европа ослабла. Чем объясняется этот парадокс? Высоким спросом на евро, высоким доверием и тем, что валютные резервы, можно сказать, опять возвращаются к евро, - объяснил Иришев.
Он отметил, что мы живем во время третьей мировой войны - валютной, но евро находится в зоне низкой активности.
- Эти войны проводятся путем неожиданной девальвации, чтобы укрепить экспортную позицию страны. Но евро лишен такой возможности, поэтому евро не участвует в этой войне.
«Азиаты» или евро потеснят доллар?
Одним из концептуальных положений книги является представление мировой валютной системы в форме триады.
- Я взял на себя ответственность показать в азиатском блоке иену и юань. Японская иена стремилась к США. Но потом произошли события, которые подтвердили тенденцию сближения иены с азиатским блоком: Япония с Китаем подписала валютный своп, что они будут торговать без участия доллара США. Сегодня в мире этот своп получил наибольшее распространение. Было сделано предположение, что дальнейшая эволюция может привести к тому, что евроблок будет подниматься вверх и сместит доллар, тогда азиатский блок займет вторую позицию, - сказал автор книги.
Сейчас также допускается другой сценарий развития: не евро-, а азиатский блок поднимается на вершину пирамиды. При любом раскладе можно говорить о том, что над долларом США нависла серьезная угроза.
«Кризиса евро как такового нет»
Во втором разделе книги автор объясняет причину последнего мирового кризиса. График «Банковский коллапс» отвечает на вопрос, каким образом мировой банковский коллапс, возникший в США, в меньшей степени затронул американскую экономику, но вызвал существенные потрясения в европейской экономике.
- Американская экономика в меньшей степени зависит от финансирования банковской системы, доля банковских кредитов в экономики США составляет 25%, остальные 75% обеспечиваются за счет финансовых рынков. В Европе прямо противоположная ситуация: 75% финансирования экономики зависит от банков, 25% - от рынков, - дал расклад доктор экономических наук.
По его мнению, пожарный метод спасения банков в Европе, когда на эти цели было потраченоболее 1 трлн евро, пробил бреши в государственных финансах и вылился в кризис государственного долга.
- Можно сказать, что кризиса евро как такового нет, - считает Иришев. – Вот мы задаемся вопросом: «Евро находился в кризисе, нужно ли нам интегрироваться и иметь общую валюту?» Но эта наднациональная валюта как раз является стабильной. В Европе происходит кризис государственного долга, кризис государственного управления. Обратной стороной кризиса госдолга является социальный кризис - обнищание населения, которое выходит на манифестации.
Еврозона: спасти нельзя развалить
Одну из глав книги Иришев назвал «Спасти нельзя развалить». Запятую автор проставлять не стал: ее поставит время, «потому что очень тяжелая ситуация». В этой главе рассматриваются сценарии развала и спасения Европы. В пересказе спикера, все сценарии развала представляют собой ужасный конец, а все сценарии спасения – бесконечный ужас.
- В разделе идет критика еврократии. Страны, которые собираются интегрироваться, должны извлечь из этого урок. Еврократы проиграли рынку: запаздывали по времени, не могли согласовать свои действия, у них была слишком большая разница в интересах и показателях, они не смогли вовремя оценить масштаб и глубину кризиса, не смогли своевременно подобрать эффективные меры, - высказал свое мнение экономист.
Антикризисное регулирование тоже было из рук вон плохим. Эксперты, по словам Иришева, ошиблись в оценке последствий применяемых мер.
– Антикризисные методы имели элементы противоречивости и носили антисоциальный характер. Получилось, что бюджетные сокращения отразились на социальной сфере и привели к обнищанию населения Европы. Чтобы спасти евро, чтобы стабилизировать банки, миллиарды [выделили] на поддержку банков, и банки оказались в лучшем положении, чем люди, жизнь которых зависит от бюджета, - отметил спикер.
Первая мировая война и экономический кризис
Завершает книгу глава о глобальных рисках. Ученые выделают 10 типов таких рисков, и до последнего времени доминировали экономические риски – бюджетный кризис, безработица, неравенство доходов.
– Но сегодня [в связи с украинскими событиями] на первое место вышли геополитические риски. Опасно, когда такие риски происходят на фоне экономического кризиса. Сейчас у нас 2014 – ровно 100 лет назад первая мировая война возникла на фоне тяжелого экономического кризиса и распада золотомонетного стандарта, – напомнил Берлин Иришев.
Единая валюта ЕАЭС: неизбежно, но преждевременно
После презентации экономиста закидали вопросами. Многих присутствующих интересовало, что думает ученый по поводу потери Казахстана своего суверенитета после вступления в ЕАЭС.
- Это очень принципиальный вопрос, который всегда всех беспокоит. При интеграции надо уступать и суверенитет. Создание наднациональной валюты евро означает, что 18 странотказались от суверенитета на национальную валюту. Если интегрирующие страны хотят быть эффективными, то они должны поступаться суверенитетом. Конечно, национальная идентичность сохраняется, но должно быть единство в валютной, фискальной, банковской сфере, - сказал Берлин Иришев.
Он также считает, что создание наднациональной валюты в ЕАЭС – это неизбежный процесс, но пока преждевременный: Белоруссии, России и Казахстану нужно до ума довести хотя бы ТС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus