Решение об увеличение тарифов на электроэнергию в Кыргызстане вынесено на общественное обсуждение.
Напомним, что энергетики предлагают с 1 июля 2014 года ввести такое понятие, как «социальная норма потребления». Коснется последняя бытовых абонентов. Суть инициативы проста – потребил больше 300 киловатт летом и 600 зимой, будь добр заплатить 1,2 сома за кВт/ч. Меньше – 70 тыйынов.
Можно сколько угодно и как угодно ругать отечественных энергетиков за их работу, но факт остается фактом – в Кыргызстане действительно самые низкие тарифы на электроэнергию. И не только среди стран дальнего зарубежья, но и СНГ. Сейчас рядовые кыргызстанцы платят по 70 тыйынов за киловатт, а промышленные абоненты – 1,5 сома.
Для сравнения: в Узбекистане эти цифры составляют 2,27 и 2,35 сома соответственно; в России – 3,23 и 4,11; в Молдове – 6,12 и 5,07; в Украине – 1,43 и 3,81; в Армении – 3,06 и 2,92. А в Испании, Италии, Дании, Германии, Голландии, Австрии, Португалии, Швеции бытовые потребители платят больше 10 (!) сомов за киловатт.
Кто-то скажет: «Но в этих странах нет такой коррупции в энергоотрасли, как у нас. Деньги, которые там платят люди за электроэнергию, идут на развитие ее производства и модернизацию оборудования. Они платят за качественный товар и получают его». Да, с этим трудно не согласиться.
Репутация у отечественных энергетиков основательно подмочена. Потому-то любые разговоры об увеличении тарифов вызывают негативную реакцию общества. «Сколько ни плати, а все равно будет плохо», - говорят кыргызстанцы.
Однако, как ни крути, но цены на электричество придется повышать. Если не сейчас, то в обозримом будущем точно. Вот что об этом говорит заслуженный энергетик КР, доктор экономических наук Батыркул Баетов:
- «Золотое» время становления и развития кыргызской энергосистемы, когда сооружались ГЭС и ТЭЦ, подстанции и ЛЭП, пришлось на советскую эпоху. Тогда в отрасль ежегодно вкладывалось порядка 65 миллионов долларов в эквивалентном пересчете на рубли того времени. Плановое ведение хозяйства позволило провести электричество в каждый дом и квартиру.
Мы должны поблагодарить старшее поколение энергетиков, которое в свое время заложило в отрасль запас прочности, выдержавший выпавшие испытания – раздробление единой энергосистемы, последующую 20-летнюю эксплуатацию «на голодном пайке». Однако все понимают, что дальнейшее продолжение эксплуатации отрасли в привычном «голодном» режиме чревато предсказуемыми последствиями.
Состояние энергоотрасли КР сегодня можно назвать предкризисным. Потребность в финансовых средствах ощущается все сильнее. Обеспечение энергобезопасности страны сегодня всецело зависит от реализации электроэнергии на внутреннем рынке. Но сегодня стратегический товар продается по цене ниже себестоимости. С политической точки зрения эту ситуацию можно объяснить, но с экономической – вряд ли.
Тарифная политика должна проводиться при двух основных ограничениях. С одной стороны, тариф должен содержать обоснованные затраты, в том числе возврат кредитных процентов и нормативную прибыль, обеспечивающую энергобезопасность, а с другой – учитывать уровень жизни народа.
Действующий в республике «социально-политический» тариф определенно не признает ни экономические, ни рыночные законы. Оппонентам, которые скажут, что в других государствах уровень жизни выше, скажу следующее. В мировой практике в странах со схожими с Кыргызстаном природно-климатическими условиями для обеспечения энергобезопасности бытовой абонент должен тратить на энергоносители 15 процентов семейного бюджета. Этот индикатор в республике равняется примерно четырем процентам.
В последнее вошло в привычку при авариях и отключениях обвинять энергетиков в воровстве, коррупции и требовать смены руководства отрасли. Однако мало кто знает, что из 18 тысяч работников, обслуживающих систему, 16 тысяч – технари, которые живут так, как и большинство киргизстанцев – от зарплаты до зарплаты, не имея никакого отношения к хищениям энергии и коррупционным схемам.
Коррупция в энергоотрасли достигла своего апогея 10 лет назад, когда и парламент, и совет безопасности не смогли получить ответа от энергокомпаний на ряд вопросов под предлогом сохранения коммерческой тайны. С тех пор, без сомнения, произошли позитивные изменения. Например, с 2007 года общие потери электроэнергии снизились в несколько раз. За этот же срок изжиты из практики натуроплата, бартерные операции и взаимозачеты, при одновременном увеличении сбора «живых» денег.
Но вернемся к тарифам. Есть заключение независимой аудиторской компании «Тетра Тек» от 2011 года. В нем говорится, что при тарифе в один сом за киловатт электроснабжение будет «преимущественно ненадежным», при 1,65 сома – произойдет «восстановление надежности», а при 2,03 сома – «полное восстановление надежности» электроснабжения на всей территории страны на все сезоны года.
Добавим, важно также, чтобы повышение тарифов шло вместе с искоренением коррупции в энергоотрасли КР. По данным независимых экспертов, ежегодно из нее «вымывается» до 80 миллионов долларов. Это и хищения энергии, и ее перепродажа через фирмы-посредники, коммерческие и технические потери, наличие в абонентской базе так называемых мертвых душ, на которые списывают огромные суммы денег и много чего еще другого.
В принципе, кыргызстанцы в большинстве своем, готовы платить другую цену за энергию. Но только при жестких условиях, что в розетке не будет 160 вместо положенных 220 вольт, что напряжение не станет скакать, как бешенное, и не придется долгими зимними вечерами сидеть без света в домах и квартирах.
И если энергетики готовы выполнить эти условия, то особых возмущений со стороны общественности по поводу введения социальных норм на потребление электроэнергии не будет.
Но горе им, если они в очередной раз обманут...
Правила комментирования
comments powered by Disqus