Сотни тысяч граждан Таджикистана ежегодно уезжают на заработки в Россию. Часть из них остается там навсегда. Тем временем их дети вынуждены с ранних лет вместо учебы зарабатывать на жизнь, нередко преступая закон.
АНИСАХОН выпускница сельской школы. Все свободное время она проводит за вязальным станком. Семнадцатилетняя девушка может запросто очистить козью шерсть от мусора, переработать ее, покрасить и связать махровые платки. К этому ее принудили жизненные обстоятельства. Отец - трудовой мигрант, мать занимается хозяйством. Анисахон мечтает собрать деньги и поступить в медицинский колледж.
«В кишлаке жизнь тяжелая, медленно развивается, – говорит Анисахон - Родителям трудно воспитывать четверых детей, кормить и одевать их. Если я соберу деньги на свою учебу, папа сильно обрадуется. У нас в кишлаке мало медработников. Очень хочу стать хорошим врачом. Сегодня это востребованная профессия, но вязание никогда не брошу».
Анисахон живет в селение Гутос Аштского района, что находится в 180 километрах от административного центра Согдийской области. Население небольшое. Каждый третий мужчина от 18 до 40 лет находится на заработках за рубежом уже не один год. И такая ситуация не только в Аштском районе, но и во всей Согдийской области. Из 10 миллионов трудовых мигрантов, зарегистрированных в разных регионах Российской Федерации, более одного миллиона - из Таджикистана. Исследования показывают, что в Таджикистане более двухсот тысяч детей, ждущих своих отцов.
«В основном едем в Свердловск, Сургут, Тюмень, Новокузнецк, Красноярск. Большинство из нас работает на стройках, – говорит А.Кишваров. - Многие годами не приезжают домой, потому что транспортные расходы большие. Некоторые, у кого работа сезонная, возвращаются зимой. Даже если посылаем деньги, все равно на душе неспокойно за семью, за детей».
Развал Советского Союза кроме экономических и геополитических проблем принес и другое наследство – разлуку отцов и детей. Во всех уголках Таджикистана живет большая армия детей, отцы которых поневоле живут с ними в разлуке. Некоторые даже вырастают и едут сами в поисках отцов в миграцию.
Оставшиеся на попечении бабушек и дедушек или же без контроля взрослых несовершеннолетние дети сегодня считаются основной проблемой не только правоохранительных органов и различных организаций, но и всего общества. Уровень преступности среди несовершеннолетних день за днем растет. В прошлом году в стране было совершено 1101 преступление со стороны 1053 несовершеннолетних. 54% из них живут в благополучных семьях и учатся в школе. Дети больше всего воруют, мошенничают и хулиганят. Эксперты считают, что главная причина роста преступности среди детей в слабом воспитании. А какое воспитание может быть у детей, чьи родители находятся в миграции?
Будущее только в миграции?
ОДИЛ из Спитаменского района отбывает срок в детской исправительной колонии. «Сейчас я должен был учиться в восьмом классе. Семейная обстановка вынудила пойти на преступление. Отца у меня нет: либо умер, либо потерялся в России. Может, женился на другой, как и многие другие мужчины. Теперь заново учусь читать и писать», – говорит мальчик.
У. Дадоджонов долгое время тоже находился в трудовой миграции. Работал на птицефабрике. Вернулся, когда потерял здоровье. На накопленные деньги решил женить сына. Поставил перед собой жесткую задачу: «Мои личные наблюдения показали, что ребенок, выросший с воспитанием матери, сильно отличается от ребенка, выросшего с отцом. Мать не может дать то, что сын берет от отца. Лично я всегда беспокоился: не стал ли мой сын вором, не стала ли моя дочь распутницей. Пока есть силы, буду работать у себя на земле, выращивать овощи. Не поеду больше в Россию».
Не согласны с Дадоджоновым многие. Ведь сегодняшняя экономическая ситуация в стране не позволяет каждому думать так, как он. Ситуация вынуждает мужчин уезжать на заработки и оставлять детей на попечение матерей. Однако в России только 500 тысяч трудовых мигрантов обеспечены постоянной работой. И всего лишь 5 процентов увезших с собой семью и детей живут благополучно.
Сельской учительнице Н. Саломовой близко знакома ситуация школьников, чьи родители в трудовой миграции. У самой два маленьких сына и муж-мигрант. Она не хочет, чтобы ее сыновей постигла участь некоторых ее учеников. Саломова утверждает, что все тяготы жизни лежат на плечах десятиклассников. «Отцы должны хотя бы каждый квартал возвращаться домой. В ином случае они отдаляются от детей. Больше всего психологически страдают мальчики девятых-десятых классов, – говорит учительница. - Потому что наше общество решило, что раз отсутствует глава семьи, его обязанности выполняют сыновья и они должны кормить семью. Иногда отцы просто пропадают или вообще забывают о своей семье. Многие дети бросают школу. Но если они сегодня не будут учиться, то завтра их тоже ждет доля трудового мигранта».
За чертой…
60% населения Таджикистана все еще живут за чертой бедности. Статистические данные гласят, что в прошлом году в областной отдел по трудоустройству обратились 120 тысяч человек, из них 90 тысяч имеют статус безработного. Их число выросло на 5% с тех пор, как Россия начала депортировать наших граждан по различным причинам.
«Это нам ведь трудно, а не тем, которые живут у себя на родине, имеют крышу над головой, родственников, которые поддержат в трудную минуту, - говорит трудовой мигрант Ашуралиев. – Мы тоже вынужденно едем в поисках лучшей доли. Вы представляете, через что мы проходим там, вдали от дома? Гонения со стороны милиции, бесконечные проверки, унижения и издевательства. Разве мы сами создали эту ситуацию?»
Тем временем женщины села Гутос Аштского района учат своих дочерей с малых лет ремеслу. Гутос - горное село, здесь развито животноводство. Шерсти много. Каждая девочка умеет перерабатывать шерсть вручную. «Умелые руки – гарантия обеспечения детей во время отсутствия мужа, – говорит местная мастерица Г.Дададжанова. - Махровые платки очень актуальны и модны в России. Мы их вяжем, и наши мужчины увозят их продавать в Россию. Каждую девочку с малых лет учим вязать. У нас все мужчины едут работать в Россию. Кто знает, какая доля у нее будет? Ждать денег от мужа - трудового мигранта – или же зарабатывать на жизнь самой».
Сегодня по Согдийской области зарегистрировано около двух тысяч различных общественных и неправительственных организаций. Деятельность половины из них направлена на улучшение атмосферы трудовой миграции, повышение правовой грамотности, обучение русскому языку, ликвидацию дискриминации, обеспечение работой, облегчение проблем с документацией, предохранение от различных заболеваний, особенно ВИЧ. Однако до сих пор не принята ни одна программа по возвращению отцов к детям. Не подписан ни один документ для улучшения жизни детей трудовых мигрантов, потерявших здоровье. А ведь их отцы только за прошлый год отправили в страну более 4 миллиардов долларов. Стоит отметить, что в 2013 году более 500 граждан вернулись в страну в гробах, соответственно, дети из рядов «живых сирот» пополнили ряды реальных сирот.
Правила комментирования
comments powered by Disqus