В начале следующей недели президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершит государственный визит в Китай по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина. Повестка дня визита не озвучена, но можно предположить, что речь пойдет о нефтегазовом сотрудничестве.
Если сейчас по официальным данным, доля Китая в нефтегазовых проектах Казахстана составляет 22-24 процента, то вполне вероятно, что она будет только увеличиваться. Скорее всего во время двусторонней встречи будут обсуждаться вопросы строительства газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент и участии Китая в модернизации казахстанских НПЗ.
К слову, Узбекистан намерен в следующем году экспортировать в КНР до 10 млрд. кубометров газа в год, (по сравнению с нынешними 6 млрд. кубов) и к концу года завершить строительство третьей линии узбекского участка газопровода «Центральная Азия-Китай». Тогда газопровод уже выйдет на проектную мощность в 55 млрд. кубометров в год.
Напомним, что уже работают две «нитки» из Туркменистана в Китай, через Узбекистан и Казахстан (ТУКК), а экспорт газа в КНР начался в конце 2009 года по трубопроводу «Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай», мощность которого составляет 30 млрд. кубометров топлива.
В декабре 2011 Узбекистан и Китай приступили к строительству третьей ветки газопровода «Центральная Азия – Китай» проектной мощностью 25 миллиардов кубометров газа в год. Финансирование проекта стоимостью 2,2 млрд. долларов США осуществляется за счет кредитов Госбанка развития Китая, а также прямых инвестиций Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC).
Другими словами, в год Узбекистан добывает 63-65 млрд. кубометров газа. Примерно 50 млрд. кубов нужны самой стране для внутреннего потребления, а 13 млрд. кубометров «голубого топлива» ранее уходили на экспорт в Россию и Китай.
Но со следующего года доля «Газпрома» резко снизится в связи с тем, что Узбекистан львиную долю своего газа начнет направлять в Поднебесную.
Такую же политику китайского приоритета проводит и Туркменистан. На днях, закончился официальный визит президента Гурбангулы Бердымухамедова в КНР, который сравнил газопровод Туркменистан–Китай с «возрожденным в современных условиях Великим Шелковым путем, укрепившим дружбу наших стран и народов».
По словам Бердымухамедова «в текущем году через этот газопровод планируется отправить в дружественную страну 30 млрд. кубометров туркменского природного газа.
В 2016 году объемы поставок природного газа в Китай будут доведены до 40 млрд. кубометров, а начиная с 2021 года - до 65 млрд. кубометров ежегодно».
Для сравнения в 2012 году Туркменистан поставил в КНР 21,3 млрд. кубометров газа, а в 2013 году поставки достигли 25 миллиардов кубометров.
Причем стоит отметить, что визит главы Туркмении в Китай состоялся после знаковых событий: церемонии закладки второй очереди комплекса объектов на крупнейшем в стране газовом месторождении «Галкыныш» («Возрождение») и запуска газоперерабатывающего завода «Багтыярлык» («Счастливый» или «Приносящий удачу») на месторождении «Алтын Асыр» («Золотой век»).
Напомним, что на промышленное обустройство месторождения «Галкыныш» уже инвестировано $8,1 млрд., а в прошлом году был завершен первый этап запланированных работ. После того, как закончат строительство газоперерабатывающего завода, Туркменистан сможет отправлять на экспорт еще 30 миллиардов кубометров товарного газа с данного месторождения. Строит завод Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), а финансирует объект Государственный банк развития Китая.
Большая часть газа с месторождения «Галкыныш» пойдет по новому, еще не построенному четвертому газопроводу через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан – так называемому направлению «D». Его планируется ввести в строй в конце 2016 года.
Страны-транзитеры доступа к газу не получат, но будут получать хорошие деньги за транзит. Финансирует строительство также Китай. Что касается разработки богатой газом договорной территории Багтыярлык на юге Туркменистана, то, по словам Бердымухамедова, китайская CNPC (China National Petroleum Corporation) вложила в проект 4 млрд. долларов США согласно Договору о разделе продукции.
Первый завод в рамках проекта «Багтыярлык» рассчитанный на переработку 6,5 млрд. кубометров газа в год Туркменистан и Китай запустили в декабре 2009 года на месторождении «Самандепе», одновременно с запуском первой ветки газопровода ТУКК.
Недавно открытый новый завод «Багтыярлык» стоимостью в 600 млн. долларов США мощностью в 8,670 млн. кубов товарного газа будет закачивать «голубое топливо» также в газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай.
После сдачи в эксплуатацию этого объекта, производственная мощность проекта «Багтыярлык» возросла до 17 миллиардов кубометров газа в год. В целом, все это позволит значительно увеличить объемы поставок «голубого топлива» из Туркменистана в КНР. Обращаясь к участникам торжества, Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что вводимый в строй газоперерабатывающий завод стал третьим проектом, который был успешно выполнен на территории Туркменистана китайскими партнерами - корпорацией «CNPC».
Если резюмировать все эти контракты, то можно констатировать, что Китай страхует себя от последствий возможных экономических кризисов и обеспечивает стабильный рост занятости своего населения.
В свою очередь Узбекистан и Туркмения наглядно показывают, что их зависимость от российского рынка в прошлом, а Китай стремительно замещает Россию, как стратегического партнера.
С другой стороны, последние известия о туркмено-китайском сотрудничестве не придают оптимизма европейцам, заинтересованным в поставках газа по Транскаспийскому газопроводу по дну Каспий из Туркмении в Азербайджан и далее через Турцию в Европу.
Как с сожалением отметил министр энергетики Азербайджана Натик Алиев «недавно президент Туркменистана Гурбангулу Бердымухаммедов посетил с визитом КНР и обсудил проект поставок 65 млрд. кубометров туркменского газа в эту страну. Это очень крупные проекты, которые говорят о том, что Туркменистан в своей энергетической политике смотрит на Восток. Поэтому, говорить о конкретных результатах по транспортировке туркменского газа через Каспийское море пока не приходится».
Как говорится, нет худа без добра: если туркменский и узбекский газ фактически «ушли» из-под опеки «Газпрома», то возможно россиянам удастся сохранить проект «Южный поток» над которым, в силу последних политических событий нависли грозовые тучи…
Правила комментирования
comments powered by Disqus