Сегодняшний собеседник «Вечернего Бишкека» — гордость всей кыргызской диаспоры в России, личность уникальная и для Кыргызстана, и для России, которым принадлежит вся его долгая и богатая на события жизнь. Председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны Первого оперативного полка ГУВД Москвы, член совета ветеранов УВД российской столицы, кавалер многих наград 89–летний Ороз Мамралиев поделился мыслями о важнейшем для него — о судьбе родины, об отношениях между Кыргызстаном и Россией.
Сталинский эскадрон
— Ороз Мамралиевич, Булат Окуджава шутя именовал себя грузином московского розлива. Вас в таком случае с полным правом можно назвать кыргызом московского розлива. Ведь в столице СССР, а ныне России вы прожили не одно десятилетие.
— Да, в Москву я попал прямо с фронта, будучи призванным в конце 1943–го. В составе Третьего Белорусского фронта участвовал в боях под Кенигсбергом, в освобождении Восточной Пруссии. И в победные майские дни 1945–го оказался в главном городе страны, где меня определили в эскадрон Министерства обороны. А вскоре в Кремлевский кавалерийский полк. Мы готовили лошадей для членов правительства, их близких. В летнее время они брали коней на дачи, зимой в манеже тренировались. А некоторых высших руководителей, в частности, министра Вооруженных сил СССР Николая Булганина, который был назначен на этот пост в марте 1947–го, пришлось с азов обучать верховой езде.
— Наша газета однажды уже рассказывала о ваших встречах со многими сильными мира сего былых времен, вплоть до Сталина...
— Это правда, довелось даже пожать руку генералиссимусу, повидать всех девятерых сталинских маршалов — Жукова, Буденного, Малиновского и других. Я хорошо знал Василия Сталина, а его сестру Светлану, в будущем Аллилуеву, катал на лошади, запряженной в повозку. И по делам службы чуть в Америку не съездил. Конь Малиновского понравился послу США, который в 1948 году вместе с первыми лицами страны во время парада на Мавзолее стоял. Сталин распорядился подарить вороного американцу, и меня включили в команду сопровождающих этот подарок адресату. Однако доехал только до Турции, малярия, которой однажды уже переболел, вновь прихватила. Пришлось возвращаться в Москву.
— Проживая и работая здесь, про Кыргызстан не забывали?
— Нет, конечно, как можно! У меня и сегодня там немало близких. В прошлом году последний раз побывал, полтора месяца гостил. Со многими повидался, в родной Токтогул съездил. До этого, правда, лет девять не мог никуда вырваться, жена болела. После ее смерти у меня инфаркт случился, лечиться пришлось. А вообще до 85 лет к врачам не обращался. Разве что плановый медосмотр вместе с личным составом каждый год проходил. Сейчас, конечно, здоровье уже не то, но и расписываться в бессилии не собираюсь!
— И на коня садитесь?
— А как же! В Москве десять административных округов, и в каждом у правоохранительных структур по 20 лошадей для несения патрульно–постовой службы. Так что при желании всегда могу проехать верхом. Держал и собственного коня на даче, но потом отдал соседу.
Дружите с Россией всегда...
— А Россию хорошо знаете?
— Почитай, всю ее объездил. И по делам службы, и по общественной работе. А где–то и поохотиться случилось. Я ведь почетный охотник России, знак соответствующий есть. В России много красивых мест. Но мне особо дороги природные красоты Кыргызстана, моего родного Тянь–Шаня, в горах которого я родился.
— Происходящим в республике интересуетесь?
— Постоянно! И через средства массовой информации, и благодаря общению с родственниками, знакомыми в Кыргызстане. Я участвую во многих мероприятиях, организуемых правоохранительными органами России, Москвы, ее кыргызской диаспорой, где тоже получаю информацию из первых уст. А в прошлом году, как уже говорил, многое смог увидеть собственными глазами.
— И как оцениваете нынешнее положение дел на родине?
— Ей много пришлось пережить в минувшие годы. Но в последнее время, как мне кажется, происходят некоторые улучшения. Теперь необходимо укреплять, усиливать их. И очень важно не допустить того, что на Украине происходит.
— Есть такие опасения?
— Нельзя делить республику на север и юг, втягивать ее население в политические распри. Столько партий сегодня в Кыргызстане, но некоторые только называются ими. На самом же деле думают не о народе и стране, а о своих интересах, их лидеры борются за посты, влияние. Встречаясь с различными кыргызскими политиками и здесь и там, всегда говорю: надо интересы республики ставить во главу угла, отстаивать их на деле, а не на словах. И надо жить дружнее, прекращать всякие взаимные разборки. Укреплять стабильность внутри республики, ее сотрудничество с другими странами.
— В таком случае что вы думаете о сотрудничестве с Россией?
— С нею Кыргызстану первым делом связь надо держать. Без России мы ничего не сделаем. Она помогла и республику, и ее столицу создать, различные отрасли развивать, и сегодня помогает. Вот я в начале 30–х годов в своем селе грамоту изучал, поначалу на арабском. О тетрадях и речь не шла! Использовались доски, мы, мальчишки, хвастались друг перед другом, у кого более гладкая. Писали углем. Оказалось, самый лучший уголь для этих целей — арчовый, очень твердый. Школ тоже не было, учились сидя в юртах. Потом до 40–го года использовался латинский алфавит. А в 40–м в сентябре появился кыргызский, в основу которого положена кириллица. Не буду повторяться о том, какую роль в становлении и развитии системы образования в Кыргызстане сыграли российские специалисты, как, впрочем, и для многих других сфер. И сегодня Россия, повторюсь, оказывает поддержку Кыргызстану, хотя и ей самой приходится нелегко.
— Это из–за санкций Запада?
— Это после разрухи социалистической системы. От социализма отказались, а до капитализма не дожили, тогда как многие капиталистические страны идут к той самой плановой, социалистической системе. Но в России сейчас начинают понимать важность такого пути. Путин, похоже, пошел по нему, в стране разрабатываются программы на три года, на пять, двадцать лет. Систему надо было оставить, конечно, развивая ее и улучшая. За эту систему сколько людей погибло, начиная с декабристов! И сколько всего разрушено за последние четверть века что в России, что в Кыргызстане, что в других бывших союзных республиках, как много чуть ли не с нуля начинать приходится. В той же России отъезжайте на 200 километров от Москвы — совсем другая жизнь.
— Ваша точка зрения на сегодняшнее состояние кыргызско–российских отношений.
— Они укрепляются. Путин приезжал в Бишкек, с Атамбаевым поговорили обо всем. И договорились, к примеру, о том, что четыре ГЭС на Нарыне с участием россиян будут строить. Значит, помимо улучшения энергообеспечения республики, новые рабочие места появятся, а через эту стройку — еще одно связующее звено с Россией. Вот американцев отправили из “Манаса”, значит, связь еще больше укрепится. Кыргызстану без России не прожить.
...и в непогоду тоже
— Сейчас некоторые политологи прогнозируют, что в связи с обострением отношений между Россией и Западом последний начнет действовать на разобщение Российской Федерации с ее партнерами, в том числе с Кыргызстаном. Вы считаете возможным такое?
— Как складываться отношениям между двумя нашими странами, зависит от их президентов, руководства. Но прежде всего от народа. В Кыргызстане очень многие понимают необходимость тесной дружбы с Россией. И если начальники в республике, ее политики смогут действовать соответственно этим устремлениям, то никакое разобщение невозможно. Перспективы у республики есть, большие. Однако надо очень умело, грамотно продвигаться дальше, много работать. Вот когда Аскар Акаев стал президентом, многие думали и я думал: “О, академик, профессор республику возглавил, теперь заживем!”. Тем более что и лично знал Акаева, познакомился с ним через известного офтальмолога Святослава Федорова, с которым дружили еще с середины шестидесятых. Но оказалось, академик одно, а управлять государством — совсем другое. Здесь понимать надо и политику, и экономику. И видишь, как получилось!
— Нy а сейчас как, по–вашему?
— С нынешним президентом Кыргызстана общаться не доводилось. Но подвижки в республике есть. Однако нет дружбы между партиями. Я уже говорил об этом. Они создаются для чего? Для народа, для улучшения его жизни, жизни страны. А у них это далеко не всегда получается. Только хвалят сами себя и критикуют других, борются за свое продвижение. О государстве мало думают.
— А нужно Кыргызстану вступать в Таможенный союз? По этому поводу в республике сейчас много копий ломается.
— Если министерства экономики, финансов, другие госструктуры будут грамотно понимать экономику и политику, учитывать интересы страны, тогда можно. У Кыргызстана большие возможности — трудолюбивый народ, богатейшие недра. Некоторые природные ископаемые чуть ли не на поверхности лежат. Первую заправку для советского спутника откуда взяли? С кыргызского Майли–Сая! Многое и сегодня по силам. Но нужны специалисты в различных отраслях — геологи, физики, химики, другие, их сейчас остро не хватает. Что касается Таможенного союза, то считаю: вступать надо, но не поспешно. Надо всю страну изучить, где какие потребности, какая польза будет, какие риски, как их уменьшить. И только после этого принимать окончательное решение.
— Тогда завершающий вопрос: каким вы видите будущее Кыргызстана?
— Только в равноправном союзе с Россией, с рядом других бывших союзных республик. Сейчас России тяжело — по природным богатствам она занимает второе место в мире, а по уровню жизни — 104–е. Однако лет через десять она будет жить гораздо лучше. А вместе с ней и Кыргызстан. Когда я приехал в 1945–м в Москву, в ней про Киргизию и знать ничего не знали. А сегодня наша республика — суверенное государство, участник ведущих международных организаций, профессора–кыргызы преподают в российских вузах, ее уроженцы трудятся в различных странах. Но большинство опять же в Российской Федерации. Да мы здесь и исторически не чужие, наши истоки на земле между Леной и Обью. Я не так давно ездил туда, там есть древний камень, на нем высечено слово “кыргыз”.
А главная моя надежда на молодежь Кыргызстана. Если у нее будет желание поднять свою родину, она станет учиться, овладевать нужными специальностями, профессиями, расширять кругозор, круг общения, тем самым становиться ближе к народу, к пониманию того, что ему и стране необходимо.
Правила комментирования
comments powered by Disqus