90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

От «Басмачей» до «Тростников»: как Средняя Азия и Казахстан сражались на «невидимом фронте»

От «Басмачей» до «Тростников»: как Средняя Азия и Казахстан сражались на «невидимом фронте»

В годы Великой Отечественной понятия «фронт» и «тыл» были весьма относительными. Это подтверждается и рассказами очевидцев, и рассекреченными документами. Казалось бы, тогдашние Средняя Азия и Казахстан — глубокий тыл СССР.  Однако и здесь велась тайная война с германской разведкой.

Кроме того, советские разведчики из уроженцев среднеазиатских республик активно внедрялись в ряды «Туркестанского легиона» вермахта и прочих «азиатских» соединений нацисткой армии и СС. К сожалению, эта страница истории войны с гитлеровской Германии до сих пор мало изучена. Этот материал — всего лишь попытка напомнить, что так было…

Полсотни отважных

В первые годы войны, о чем «Станрадар» уже писал, в немецкий плен попадали, в том числе, уроженцы Средней Азии и Казахстана. Немцы активно привлекали их на службу в «Туркестанский легион» и так называемый «Национальный комитет освобождения Туркестана» (НКОТ).

Естественно, советская разведка узнала об этом довольно быстро. А основная цель разведки во все времена — знать своего противника. Поэтому НКВД-НКГБ сориентировался довольно быстро и начал готовить соответствующих людей. «Туркестанский легион» появился в декабре 1941 года, а к концу следующего 1942 года в Алма-Атинской разведшколе уже были готовы 50 человек. Дело получило кодовое название «Басмачи».

Почему это дело назвали именно так? Бойцы «Туркестанского легиона» и члены НКОТ не только отправлялись на фронт (первые) или занимались агитацией и пропагандой (вторые). Из них также готовили диверсантов для заброски в Среднюю Азию и Казахстан. Их диверсии должны были быть приурочены к крупным победам вермахта на фронте. Ну а следом за диверсиями, в азиатские пределы СССР из Афганистана должны были вторгнуться басмачи, которые бежали в свое время от Советской власти, а также афганская армия. Поэтому советская разведка должна была работать (и работала) по всем направлениям — и «туркестанскому», и «басмаческому». В том, что ни восстание басмачей, намечавшееся в Средней Азии на 1943 год, ни вторжение афганской армии так и не состоялись, большая заслуга и разведчиков — уроженцев региона.

К сожалению, сейчас известно имя только одного из таких разведчиков — таджика Рахима Бурханова. Его отцом был Мирзо Абдулвохид Бурхон-Заде, больше известный, как Мунзим — основатель движения джадидов в Бухарском эмирате, один из основоположников просвещения, печати и издательского дела не только в эмирской Бухаре, но и в Советском Таджикистане.

В пользу Бурханова сыграл тот факт, что вместе с отцом он в 1920-е годы жил в Германии. Немецкий язык Рахим знал в совершенстве. Поэтому чекисты забросили Бурханова к немцам под видом сдавшегося в плен офицера Красной Армии.

О том, что было потом, российский доктор исторических наук Евгений Кожокин рассказывал так:

«В итоге Бурханов до конца войны служил в разведструктурах СС. Вся немецкая агентура для заброски в советскую Среднюю Азию проходила через него».

В 1945 году разведчик сдался советским войскам, и уже попав к своим, подготовил подробный отчет обо всех активных участниках как НКОТ, так и ТНО. Эти материалы потом станут одной из доказательных баз на Алма-Атинском процессе 1947 года — над бойцами «Туркестанского легиона».

В 1949 году оклеветанного Бурханова осудили на 10 лет лагерей, однако в 1956 году, после того, как его родные все же смогли достучаться до Председателя Президиума Верховного Совета СССР Климента Ворошилова, разведчика освободили. На странице Бурханова сайта «Бессмертный полк» в графе «Воинское звание» обнаружилась любопытная запись: «Штурмбанфюрер СС». До этого звания Бурханов дослужился у гитлеровцев. Умер разведчик в 1973 году. Совсем недавно — 27 апреля этого года — в России состоялась премьера документального фильма Евгения Кожокина о Рахиме Бурханове «Учитель истории».

Как мы уже упоминали, таких, как Рахим Бурханов, в Алма-Атинской школе было 50 человек. Видимо, не обо всех еще можно рассказать. Давно известно, что некоторые спецоперации разведки из далекого прошлого имеют свойство влиять на некоторые стратегические вопросы настоящего и даже будущего. Но все же хочется верить, что когда-то мы узнаем все имена тех, кто приближал победу, работая и рискуя своей жизнью в немецком тылу…

Яды, тол и оружие

Вообще с 1941 по 1945 год на таджикском отрезке советско-афганской границы пограничники задержали около 400 японских, немецких и афганских шпионов, а в тыловых районах Таджикистана чекисты выявили 40 германских агентов. На участке Памирской погранзаставы за годы войны произошло более 70 боестолкновений.

Историки спецслужб, в частности, отмечают:

«За первую половину 1944 г. в Средней Азии и Казахстане было зарегистрировано 150 бандпроявлений, из которых 140 имели уголовную направленность: ограблений частных лиц — 108, ограблений колхозов — 32. Органами НКВД Среднеазиатских республик было ликвидировано 238 таких бандгрупп с 1288 участниками».

Так что, понятия «фронт» и «тыл» тогда были весьма условными...

...В августе 1943 года в районе города Гурьева Казахской ССР (нынешнего Атырау) была сброшена с парашютами группа агентов немецкой военной разведки абвер, казахов по национальности. Основными задачами отряда было вести среди казахов антисоветскую агитацию в пользу создания «Независимого Туркестана», а также собирать и передавать немцам не только разведданные о частях Красной Армии, дислоцированных в этом районе, но и сведения о военной технике и промышленности. При себе агенты имели приемно-передающие коротковолновые радиостанции, 200 тысяч рублей советских денег, антисоветскую литературу, оружие и фальшивые документы.

Но у заброшенных ничего не вышло: некоторых из них ликвидировали, а остальных удалось взять живыми. Последние согласились сотрудничать с контрразведкой. Так и началась радиоигра, сейчас известная как «Тростники».

Началась она с того, что абверу сообщили, будто группа благополучно приземлилась, и даже приступила к выполнению задания. В последующих радиограммах сообщалось, что агенты будто бы завербовали одного местного жителя, сторонника создания самостоятельного «Туркестанского государства», и что у этого человека есть единомышленники в различных городах Казахской ССР, в том числе — и в Алма-Ате. Легенда была рассчитана на то, чтобы заинтриговать возможностями осуществления намеченных абвером мероприятий.

В итоге так и получилось: абвер приказал создавать как можно больше надежных опорных пунктов в различных районах, чтобы в дальнейшем их можно было использовать, как опорные базы для новых агентурных групп. То есть, радиоигра пошла именно в том направлении, которое и было нужно чекистам. С этого момента настала пора заманивать вражеских агентов.

Весной 1944 года на берег реки Эмбы приземлился диверсионно-террористический отряд. При себе у него был весьма внушительный набор: 36 единиц оружия, включая пулеметы, около сотни упаковок кристаллического и эластического тола, взрыватели, рации, ампулы с разными ядами, более 700 тысяч рублей советских денег, а также походная типография со всем необходимым, вплоть до готовых клише антисоветских карикатур. Задача отряда заключалась в том, чтобы, ориентируясь на «пятую колонну», которую, якобы, создали предыдущие диверсанты, поднять в Казахстане широкое антисоветское восстание, а потом — отторгнуть республику от СССР под протекторат Германии. Эту группу постигла та же участь, что и предыдущую: она была частью перебита, а частью — захвачена в плен.

Исследователи пишут:

«В очередной радиограмме от имени агентов поблагодарили германскую разведку за помощь. В ответ противник пожелал успехов в совместной работе обеих групп. После этого удалось передать германскому разведывательному центру только несколько радиограмм, в которых сообщалось об успешной работе агентов по распространению Корана. Потом радиосвязь резко ухудшилась, а 28 августа 1944 года была совсем потеряна, так как радиоцентр противника переместился в город Дрезден».

Увы, но сейчас среди нынешних так называемых «сетевых националистов» в республиках Центральной Азии принято считать героями не советских чекистов, а как раз тех, против кого эти самые чекисты боролись. При этом они даже не понимают того, что если бы планы абвера, которые нарушили чекисты, в том числе — радиоигрой «Тростники», удались, то все эти «сетевые националисты» просто не родились бы. Потому что разбираться в причинно-следственных связях в этой среде, по-видимому, не принято.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Специально для StanRadar.com: Дмитрий Орлов

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

20 раз

рост количества перестрелок на таджикско-афганской границе в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Январь 2025

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31