В конце мая в горах и предгорьях Бостанлыкского района Ташкентской области Узбекистана произошло так называемое «отрождение» саранчи. В кишлаке Каранкуль корреспонденту «Ферганы» пояснили, что очаги распространения саранчи, в общем-то, традиционные: это стадное насекомое массово вылупляется на сухих лугах и холмах примерно в одно и то же время каждый год.
Молодая саранча покрывает землю живым «ковром»
«В советское время активно работали противосаранчёвые экспедиции, они приезжали весной и обрабатывали очаги. Сейчас это не делается. В текущем году весна была засушливая, поэтому саранчи так много. В принципе, она нам не мешает – до садов и посевов далеко. Скоро сенокос, траву на лугах мы скосим и уберем, а летом все здесь будет выжжено. Наши ребятишки приспособились и собирают саранчу на корм домашней птице, и даже выносят ее баклажками на продажу», - рассказывает местный житель.
Как отмечает Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация при ООН (FAO), саранча представляет наиболее серьёзную угроза сельскому хозяйству в Центральной Азии. Здесь обитают три вида стадных саранчёвых: итальянский прус (CIT), марокканская саранча (DMA) и азиатская саранча (LMI).
Саранча может наносить серьезный вред и подвергать риску продовольственную безопасность и жизнеобеспечение местного населения. С другой стороны, здоровье людей и окружающая среда могут пострадать и от негативных последствий борьбы с саранчой, так как для борьбы с ней применяются химические пестициды и инсектициды.
В целом, по данным FAO, в Центральной Азии более 4 миллионов гектаров культивируемых площадей находятся под угрозой от саранчи, из них более 618 000 гектаров – в Узбекистане.
В Узбекистане нет специального органа по борьбе с саранчой. За координацию этой борьбы отвечают Республиканский Центр защиты растений и агрохимии при министерстве сельского и водного хозяйства и Государственная комиссия по химизации и защите растений, включающая несколько министерств и исследовательских центров, в том числе, Институт зоологии.
В шести самых проблемных регионах Узбекистана - в Каракалпакстане, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской области - созданы противосаранчёвые службы. В остальных же работают Центры по защите растений.
Страны Центральной Азии проводят от одного до четырех ежегодных обследований против саранчи; иногда соседние страны также проводят совместные обследования в приграничных районах. Обычно обследования проводят наземным способом. Две страны - Казахстан и Узбекистан - вносят саранчовую информацию в Географическую Информационную Систему (ГИС); Пилотные проекты по использованию средств дистанционного зондирования (спутниковых снимков) были осуществлены в Узбекистане, Казахстане и Российской Федерации, сообщает FAO.
Из препаратов для борьбы с саранчой странами региона широко применяются синтетические пиретроиды и фосфорорганика. Зарегистрированных биопестицидов пока нет, хотя исследования в этом направлении проводятся.
Сотрудничество по борьбе с саранчой в странах Центральной Азии иногда подкреплено двусторонними соглашениями или базируется на неформальных обменах специалистов. Однако из-за плохой координации с соседними странами, разделяющими одни и те же очаги распространения, трудно предвидеть саранчовое нашествие.
Трудности в борьбе с саранчой касаются прежде всего недостаточного финансирования, что приводит к недостатку кадровых и технических ресурсов, а также отсутствия эффективной методологии и современных средств для мониторинга заселенных сельхозвредителями территорий.
FAO запустила пятилетнюю программу регионального сотрудничества в борьбе с саранчой, которая охватывает десять стран (Афганистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). На эту программу донорами (сама FAO, USAID и правительство Турции) выделено около 8 млн долларов.
Нашествия саранчи представляют серьезную угрозу для Узбекистана, поскольку посевных площадей здесь в несколько раз больше чем в соседних государствах, а благосостояние населения напрямую зависит от урожая сельскохозяйственных культур.
Весной и летом 2006 года «передовые отряды» саранчи достигали даже Ташкента, где вредителей можно было обнаружить даже на городских газонах, в садах и парках. Саранча залетала в окна жилых квартир, распахнутых настежь из-за жары.
Правила комментирования
comments powered by Disqus