Интервью с политологом, представителем Ассоциации приграничного сотрудничества Маратом Шибутовым.
В нашей стране ЕАЭС имеет как сторонников, так и скептиков. Вас можно отнести к первым, нежели ко вторым. Но с точки зрения того, что любой проект имеет как положительные, так и отрицательные стороны, какие риски, в том числе и политические, несет с собой союз?
Политические риски следующие - из-за озабоченности Украиной Россия не станет нормально работать над выполнением обязательств договора и этим самым затормозит все развитие; есть риск того, что в союз примут неподготовленных и несоответствующих требованиям членов, и они превратятся в «черную дыру» и проблемы для всех остальных.
В последние месяцы общественная дискуссия в нашей стране разворачивалась вокруг темы подписания договора об ЕАЭС. На прошлой неделе договор был подписан и сейчас понимаешь, что других тем для обсуждения у нас нет. На Ваш взгляд, какова будет повестка дня? Какие темы, помимо евразийского союза, будут горячими в ближайшее время?
Теперь темой будет выполнение договора. А вообще в нашей стране куча важных процессов, которые касаются каждого - легализация имущества и доходов, новый уголовный кодекс, переход на всеобщее декларирование доходов, перевод населения в агломерации, перераспределение неиспользуемых земельных участков и т.д.
Если обратиться к вопросу форсайта, то есть, к прогнозированию политического будущего страны, то, по Вашему мнению, какой будет наша страна, к примеру, через десять лет. Какие у нас будут границы, политическая система, парламент, управленческая элита и т.д.?
Я не готов в интервью обсуждать такие серьезные вопросы - это надо целое исследование проводить и то максимум 70% окажется верным.
На Ваш взгляд, возможно ли создание евразийской партии и если такая будет гипотетически создана, то какие ее перспективы видите?
Несколько евразийских партий и организаций уже есть в России - к примеру, международное движение «Интернациональная Россия». А у нас это в принципе не нужно, потому что для 2 парламентских партий – «Нур Отана» и КНПК это важная часть политической программы.
У казахстанского экспертного сообщества много проблем и болезней. Одна из главных в том, что эксперты больше работают постфактум, то есть, комментируют уже произошедшие события. Другая проблема в феномене так называемой «желтой политологии», на Ваш взгляд, почему академическая политология не пользуется спросом как в информационном поле, так при принятии решений?
Это утверждение глупость. Просто 90% работы отечественных политологов выполняется по госзаказу или заказу олигархических структур, и поэтому являются закрытыми. Их просто не оглашают. А кому надо те читают. Но использовать публично эти данные политологам по правилам корпоративной этики нельзя, что существенно ухудшает медийную картину.
Вы, вместе с руководителем Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным активно продвигаете тезис о скором начале третьей мировой войне. По Вашим прогнозам, когда она начнется, и какую роль будет играть наша страна?
А она идет уже потихоньку - просто из-за наличия ядерного оружия у всех основных центров силы прямое военное противостояние уже становится невозможным. Поэтому как при Холодной войне сражения идут в третьих странах и с пользованием стратегии непрямых действий. Вот Сирия и Украина тому примеры.
В теории евразийства сейчас активно развивается направление, которое рассматривает данный проект с позиции так называемого «русского мира». На Ваш взгляд, почему в нашей стране не сложилось своей школы евразийства? И какую доминанту могла бы взять основу казахстанское направление евразийства? К примеру, казахи как главные носители и наследники евразийства?
А у казахов, к сожалению, долгие годы СМИ и интеллигенцией воспитывался синдром жертвы, что подразумевает отказ от активной внешней политики и экспансионизма, а евразийство все-таки довольно активная стратегия и поэтому казахи как-то пока идут в этом смысле за Россией без формирования собственной политической повестки дня для региона и мира.
Правила комментирования
comments powered by Disqus