«Таможенный союз создавался не на пустом месте и не за один день. Страны-участницы приводили законодательную базу к общей формуле, чтобы можно было на ее основе работать. Теперь нашу законодательную базу тоже нужно будет приводить в соответствие с их законами. В этой связи какие-то законы придется менять. Но это одно из требований ТС», - заявил вице-премьер-министр Кыргызстана по экономике и инвестициям Валерий Диль в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: На что потратятся выделенные Россией деньги?
- $1 миллиард и $200 миллионов выделяются на Дорожную карту. По нашим предварительным подсчетам на нее нужно было $370 миллионов. Но это лишь предварительные расчеты. Деньги нужны для создания лабораторий, пунктов пропуска, создание структуры, изменение законодательной базы. Это все моменты, которые связаны с вхождением в ТС. В Дорожной карте 181 пункт, который нужно выполнить. На все это нужны деньги. Вот эти деньги и выделены, чтобы мы быстрее решили все технические, законодательные и организационные вопросы.
StanRadar.com: Развития каких производств Вы ожидаете после вступления Кыргызстана в Таможенный союз?
- В первую очередь перерабатывающая промышленность. У нас аграрный сектор хорошо развит, поэтому нужно перерабатывать сельхозпродукцию и сделать ее конкурентоспособной по качеству. Будут открыты лаборатории, которые будут проверять качество товара на соответствие тем требованиям, которые установлены в Таможенном союзе. Поэтому перерабатывающая промышленность – это первое направление, в котором мы будем работать. Нужно создавать технологические цеха, в которых мы будем доводить сырье до конечного продукта, соответствующей упаковки и представлять себя на рынке Таможенного союза.
StanRadar.com: Первое направление, но не единственное?
- Безусловно. Второе направление – горнодобывающая промышленность. На самом деле она в Кыргызстане вообще вне конкуренции. Те металлы, которые мы могли бы здесь добывать, драгоценные, полудрагоценные, редкоземельные - они всегда пользовались и будут пользоваться спросом в мире. Было бы хорошо доводить эти металлы в республике до конечного продукта. Допустим, не в форме концентрата продавать, а в виде триокиси или готового металла представлять на рынок. Это для государства было бы более выгодно. А поэтому нужно посмотреть, какие еще остались у нас производства, способные доводить руду до конечного продукта. Мы надеемся также, что с вхождением в Таможенный союз мы войдем все-таки в военно-промышленный комплекс. У нас есть кое-какой потенциал в этом направлении. Есть продукция, которая заинтересует инвесторов. В этой с вязи могут быть задействованы и мощности Каиндинского кабельного завода. У него огромный потенциал. Нужно подумать, как его использовать.
StanRadar.com: А чем мы можем заинтересовать потенциальных инвесторов?
- У нас есть определенные преимущества по сравнению с другими странами. В первую очередь - это дешевая электроэнергия и трудовые ресурсы. Законодательная база у нас тоже довольно таки либеральная. Налог на прибыль у нас всего 10% и НДС – 12%. Единственное, что нам мешает, - политическая нестабильность, периодические какие-то всплески. Это напрягает инвесторов. Но в целом Кыргызстан очень привлекателен. Я встречался с представителями Ирана и Германии. Все они говорят, что по сравнению с Казахстаном у нас меньше бюрократии при открытии производства. Можно быстро создать, войти на рынок. У нас неплохая финансовая система. Сейчас мы работаем над тем, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность. У нас есть межведомственная группа. Она работает с тем, что, если возникают жалобы от предпринимателей, мы сразу их решаем.
StanRadar.com: Какие задачи предстоит решить в связи с вхождением страны в Таможенный союз?
- Появятся вопросы, связанные с транспортными артериями, потому что откроются границы. У нас работает транспорт, авиация, железная дорога. Особенное внимание стоит уделить автомобильному транспорту. В этом плане мы предусматриваем изменения в законодательную базу. Самое основное, чтобы автомобильный транспорт свободно пересекал границу, и те препятствия, которые у нас сейчас есть, нужно убрать. Это необходимо, что наш транспорт мог спокойно работать на территории ТС. Но в рамках ТС есть пункт, который предусматривает устранение этих преград, приведение законодательной базы в одну плоскость со всеми странами ТС.
StanRadar.com: А изменение законодательной базы не приведет к потере тех преимуществ, которые есть сейчас у Кыргызстана для привлечения инвесторов?
- Мы вынуждены будем изменить некоторые условия в налоговой системе. Мы приведем их в соответствие, но это значительно не повлияет на ситуацию. У нас все равно много положительных вещей. У нас сама земля, трудовые ресурсы недорого стоят, электроэнергия недорого стоит, налоговая база хорошая. Но, тем не менее, даже при существующих плюсах у нас нет такой большой динамики развития экономики. Почему? Это связано с ограниченным внутренним рынком. Для выхода на внешний рынок у нас были определенные ограничения. Поэтому мы идем в ТС, чтобы развивать свою экономику. ТС нам позволит работать на потребителя, а потребителей будет порядка 200 миллионов человек с учетом всех стран союза.
StanRadar.com: А мы сможем обеспечить столь большой рынок? Например, тот же аграрный сектор тяжело назвать конкурентоспособным.
- Мы не собираемся кормить 200 миллионов человек. Аграрный сектор хорошо развит в Белоруссии, Казахстане и России. Но, тем не менее, у нас есть потенциал. Что же касается конкурентоспособности товара, то я скажу так: до создания ТС наши продукты уходили в Казахстан в большом количестве. Даже в Астане на базаре я видел ряд, где было написано «Мясо из Кыргызстана». Рынок – это такой живой организм, который меняется постоянно. Рынок он реагирует буквально на все. Стоит в одном месте на один процент налог увеличить, как в другом будет результат, или вообще все остановится. Интересы производителя перед налогом, то есть государством, должны быть так сбалансированы, чтобы производителю было интересно работать.
StanRadar.com: Самый распространенный страх у жителей Кыргызстана, что после вступления в Таможенный союз резко повысятся цены. Как правительство будет регулировать ситуацию?
- Я не думаю, что будет существенное повышение цен. Конечно, какое-то небольшое повышение будет, но большого скачка цен не ожидается.
StanRadar.com: Раз уж речь зашла об интересах производителей. Как Вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг «Кумтора»?
- Это вопрос, не связанный с политикой. Это вопрос, связанный с правильностью использования нашей законодательной базы в плане экологии. Если посмотреть на хронологию состояния дел, то получается, что во всем, что связано с проектом «Кумтор», были элементы нарушения экологических норм. Но на это постоянно закрывали глаза. А сейчас мы столкнулись с тем, что ситуацию нужно кардинально менять. Мы сейчас будем менять отношение, требования к «Кумтору», менять законодательную базу, для того, чтобы все было в рамках тех норм и требований, которые у нас существуют.
StanRadar.com: А работы на руднике от этого не остановятся?
- Мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы предприятие не остановилось. Не важно, будет ли это совместное предприятие, или оно работает в иной юридической форме. Оно должно работать в любом случае. Тот потенциал руды, который есть, нужно его использовать рационально с учетом экологических норм. Сейчас этот вопрос стал во главе угла. Мы пытаемся этот вопрос решить правильно, чтобы, как минимум, ущерб экологии не наносился в таких объемах, как сейчас.
Правила комментирования
comments powered by Disqus