Завершился визит главы МИД Таджикистана Сироджидина Аслова в Великобританию. В ходе встречи со старшим государственным министром по иностранным делам и делам содружества баронессой Саидой Варси обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе в целом. Интерес Лондона понятен – Британия заключила с Душанбе договор о выводе своих войск из Афганистана через Таджикистан.
«Активизация политики Великобритании в Центральной Азии произошла еще год назад, после того как Таджикистан предоставил возможность для транзита военной техники и британских солдат через свою территорию из Афганистана. А после закрытия авиабазы НАТО «Манас» в Киргизии именно Таджикистан стал своего рода резервной опорной точкой для военных западных стран», – сказал «НГ» эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
Заинтересованность Таджикистана понятна – извлечь выгоды из перегруппировки натовских сил в Афганистане. До сих пор Таджикистан, несмотря на самую протяженную границу с Афганистаном – более 1200 км, – оставался без особого внимания стран Запада: основные поставки НАТО идут через Узбекистан, где оседает большая часть транзитных сборов. Более того, между Вашингтоном и Ташкентом обсуждается возможность использования узбекской территории под военные объекты США и даже эксплуатация аэропортов «Ханабад», «Термез» и «Навои». Великобритания стала пока единственным участником коалиции, принявшим решение в пользу таджикского коридора.
По словам Станислава Притчина, в случае весьма возможной дестабилизации Афганистана Таджикистан неизбежно окажется под ударом. Так что сотрудничество с Лондоном, ближайшим союзником США, вписывается в общую стратегию по нивелированию негативного сценария.
Решение военных задач британская сторона сопровождает имитацией возросшего экономического интереса к республике. Так, в Лондоне было подписано соглашение «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал». Однако эксперты сомневаются, что британские инвестиции дойдут до таджикской экономики. Коррупция и сложный инвестиционный климат делают республику малопривлекательной для бизнесменов.
Руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин в интервью «НГ» отметил, что активизацию британского сотрудничества необходимо рассматривать в иной плоскости. «События в Украине встревожили все страны постсоветского мира. При этом поводов для беспокойства именно у Таджикистана предостаточно: отношения Душанбе с Москвой непросты, укрепление Узбекистана – еще один фактор для поиска возможных покровителей», – считает Собянин. Однако, по его словам, обычная таджикская политика шантажа России возможностью сближения с Западом уже не только не работает, но и становится опасной. «Всем известно, насколько был активен МИД Таджикистана в вопросе налаживания доверительных отношений местных генералов с американцами. Потому-то геополитические сдвиги, изменение привычной парадигмы, пробуждение России так тревожит местную власть. Зато Британия – традиционно хороший специалист в вопросах Центральной Азии и Афганистана», – говорит эксперт. Сам термин «большая игра в Центральной Азии» – английское изобретение. Потому-то, как говорится, сам Бог (и, конечно, Вашингтон), велел англичанам активизироваться в Таджикистане в момент, когда привычная, много лет выстраиваемая система международной безопасности в этом регионе начинает рушиться. По его словам, неслучайно и в Казахстане сегодня британцы играют весьма инициативную партию – как в экономике, так и во внутриполитической жизни.
С другой стороны, несмотря на все сложности взаимоотношений с Россией, внутренние проблемы, которые еще более возрастут в связи с ограничением въезда таджикских гастарбайтеров в РФ, у Москвы есть прямая заинтересованность в сохранении режима Эмомали Рахмона. «Да и в целом Россия заинтересована в сохранении действующих режимов вне зависимости от их политической ориентации. Но вот любые антироссийские игры – политические, экономические, военные – запрещены напрочь. Так что без масштабной внешней помощи стране не обойтись, и рассчитывать в этом деле на Запад приходится с большими оговорками. Поэтому придется идти навстречу России и опереться на Казахстан, который не прочь привести Душанбе в Евразийский союз», – сказал эксперт. Причем решать надо быстро, потому что промедление, надежда на прежние «правила игры», которых уже нет, могут привести к дестабилизации режима и распаду государства. И дело тут вовсе не в «агрессивности» и «имперской политики» Москвы. Речь идет лишь об адекватности национальных правящих элит.
Правила комментирования
comments powered by Disqus