Таджикистан, похоже, смирился с тем, что стал поставщиком дешевой рабочей силы для России. Это и немудрено. Нищета, повальная безработица вынуждает людей в поисках средств существованию, покидать родной край. А поскольку власти не предпринимают никаких мер для улучшения жизни своего народа, то трудовая миграция уже становится образом жизни для многих таджикистанцев. Не случайно директор средней школы №20 Файзабадского района Абдуджаббор Саъдиддинов, предложивший ввести уроки трудовой миграции, говорит, что процесс отъезда таджиков на работу в Россию продолжится еще пятьдесят лет. По его мнению, нынешняя молодежь Таджикистана должна готовиться к трудовой миграции со школьной скамьи: "Нужно объяснить ребятам, что им необходимо знать во время поездки на заработки, особое внимание уделять урокам русского языка. Вместо уроков труда, или на отдельном занятии ребят нужно обучать строительным профессиям, сварочным работам, плотницкому мастерству, для чего можно приглашать более опытных людей, владеющих такими навыками на профессиональном уровне. Я сам с 2000 по 2005 года был в трудовой миграции в России. Там куда бы вы ни пошли, спрашивают дипломы или сертификаты, чего у наших таджикских мигрантов до сих пор нет". Саъдидинов уверен, что такая подготовка, намного облегчит жизнь тех, кто в будущем собирается ехать на заработки в трудовую миграцию.
Что касается властей Таджикистана, то они, кажется, и не возражают против подобных предложений. В прошлом году таджикские гастарбайтеры отправили на родину более 3,5 млрд. долларов. Эта сумма равна почти половине ВВП страны и на порядок превышает показатели госбюджета за тот же период. При этом львиная доля денежных переводов поступила из России, где находятся около 98 процентов таджикских граждан, выехавших на заработки за границу. По официальным данным это около 900 тысяч человек, а по неофициальным - более полутора миллиона. 60 процентов из них - молодые люди в возрасте до 30 лет. Как показывают данные исследования ЦСИ, 73 процента таджикистанцев трудятся в России в секторе строительства, около 15 процентов - в транспортной отрасли, оставшаяся часть - в сфере торговли и общественного питания.
Скептики шутят, что нынче в Таджикистане днем с огнем не найдешь стоящего сантехника, слесаря или электрика. Работы дома нет, потому полутора миллионная армия трудоспособных таджиков занята на благоустройстве других стран. А тем временем своя экономика находится в тупике. Нынешняя молодежь живет по другим меркам. И получить специальность она старается исходя из того, как с ней можно потом устроиться на работу за границей.
В среднем таджикский мигрант получает в месяц 500 долларов. Но есть и такие, кто устраивается и на более высокооплачиваемую работу. Мечта многих гастарбайтеров открыть свое дело на родине и быть ближе к своей семье. Однако зачастую, мечты разбиваются о всевозможные проблемы в стране. "Мигранту сложно открыть на родине собственное производство из-за хронической проблемы энергодефицита. Его предприятие будет полгода простаивать, а ведь нужно платить зарплату и налоги", - отмечает директор Центра социально-экономических исследований "Стратегия" Бахор Камаров. По его словам, если мигрант и открывает свое дело дома, то бизнес его достаточно примитивен - это в основном мелкая торговля или транспортные услуги. Среди субъективных факторов, мешающих работать мигрантским деньгам внутри Таджикистана, - отсутствие предпринимательского опыта, низкая правовая грамотность, административные барьеры в бизнесе и отсутствие поддержки со стороны местных властей. "Между тем каждый мигрант, работая в России, создает рабочие места на родине. Их переводы гарантируют экономическую и социальную стабильность в Таджикистане. Но самим мигрантам подняться и стать успешными предпринимателями редко удается", - отмечает Камаров.
Не значит ли это, что властям Таджикистана выгоднее экспортировать кадры в Россию? Может поэтому вместо того, чтобы искать пути решения проблем с безработицей, создавать новые рабочие места и готовить кадры для собственных промышленных предприятий, власти готовы способствовать тому, чтобы открывать курсы для подготовки будущих мигрантов, проводить семинары для тех, кто едет на заработки. Например, ранее таджикский журналист, работающий в Москве Сохибери Толиб, после ознакомления с жизнью трудовых мигрантов, предложил министерству образования Таджикистана ввести в школах специальный предмет "Культура миграции". На своей интернет странице он запустил проект "Культура мигранта", в котором обстоятельно объяснил, как нужно проводить подобные занятия.
В любой цивилизованной стране власти делают ставку на молодежь – будущее государства. Однако у Таджикистана, похоже, другие ценности. Здесь, уже с молоком матери, детям прививают понятие, что трудовая миграция – путь к выживанию. Может поэтому каждый третий школьник в своих сочинениях о будущей профессии пишет, что мечтает поехать на заработки. Только вот почему-то никто из детей не пишет, что хочет трудиться на родной земле. Видимо, те условия, в которых они растут, не позволяет им иметь пока другую мечту.
Правила комментирования
comments powered by Disqus