Подвижная, как ртуть, толпа молодых людей у центрального входа на Ошский рынок для жителей столицы стала уже привычной. Это "профессиональные" городские безработные. И к ним, живя в условиях рыночной экономики, мы относимся снисходительно. Но в Кыргызстане есть еще и сельские безработные, и их бытие горожане осознают с большим трудом. Земельная доля, которую получил каждый колхозник при деколлективизации хозяйств в период независимости страны, а также приусадебный участок, продуктивный скот, сельхозтехника — все это требует каждодневного труда. Какая уж тут, казалось бы, безработица!
Но экономисты объясняют: земля требует необходимого минимума рабочих рук, ни больше ни меньше! Все остальные претенденты на работу — лишние люди. Они и образуют социальную группу Кыргызстана, именуемую "сельскими безработными". Главная страна, куда они держат путь в надежде заработать, — Россия.
Из данных Минтруда узнаем: "главной особенностью рынка труда Кыргызской Республики является избыток рабочей силы из-за высоких темпов прироста населения трудоспособного возраста" и "утраты сфер приложения труда". На протяжении последних лет предложение труда превышало спрос примерно на 32%. Экономически активное население в сельской местности составляет 1 млн. 599 тыс. человек, из них занятое — 1 млн. 496 тыс. человек, или 94% экономически активного сельского населения, безработными являются 102,9 тыс. сельчан".
За каждой цифрой — люди, которым нужна поддержка государства. Непохоже, что положение сельской безработной молодежи в обозримом будущем улучшится, поскольку "количества создаваемых рабочих мест недостаточно для обеспечения занятости безработных граждан" и "70 тысяч граждан ежегодно вступают в рынок труда".
Никуда без ЕврАзЭС
По расчетам правительства, для безработных селян можно создать к 2017 году рабочие места за счет "построения системы водообеспечения, ввода новых орошаемых сельскохозяйственных земель (не менее 10 тыс. га новых земель ежегодно) и заселения новых территорий". Ответом на вопрос: где взять деньги на осуществление этой дорогостоящей программы? — может стать Евразийский экономический союз.
Вступление Кыргызстана в единое Евразийское экономическое пространство откроет возможности получения кредитов, необходимых для ирригации новых сельхозугодий, создания госхозов, сельхозкооперативов, становления производственной и социальной инфраструктуры, строительства жилья для заселения вновь освоенных территорий.
Финансовая поддержка госхозов в течение двух-трех лет позволит укрепить экономику хозяйств. Затем их должны ожидать приватизация и создание сельхозкооперативов. Каждый член кооператива получит в собственность соответствующую земельную и имущественную долю (пай). Стоимость имущественной доли и жилья может быть возмещена государству в течение, скажем, двадцати лет. Все эти мероприятия обеспечат рабочими местами лишь часть сельских безработных. А остальные? Где им найти работу? Ответ известен — Россия.
Едем мы, друзья, в дальние края
Но в РФ свои проблемы демографического и социально-экономического характера. Прежде всего "обезлюдение (депопуляция) сельских территорий, которое привело не только к увеличению количества населенных пунктов без проживающего населения с 9,4 тыс. в 1989 г. до 19,4 тыс. в 2010-м, к запустению сельских территорий, но и к выбытию из оборота сельхозземель, что угрожает продовольственной и геополитической безопасности России". В целом по России "территория брошенных земель достигает 40 млн. га".
Кстати, для кыргызских, таджикских, узбекских дехкан Ферганской долины, живущих в условиях малоземелья, "брошенной земли" не бывает. В их сознание это понятие просто не укладывается.
Если от оценки демографической ситуации в сельской местности РФ перейти к конкретному региону, то в Рязанской области, например, "с 1996-го по 2010 год сельское население сократилось более чем на 90 тысяч человек. Заброшено почти полмиллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Число брошенных деревень приближается к двум тысячам".
С одной стороны, избыток рабочих рук в Кыргызстане. С другой — миллионы гектаров брошенных земель в РФ. Возникает естественное желание оказать России содействие и вернуть в оборот сельские угодья за счет привлечения в страну избыточных трудовых ресурсов Кыргызстана и других постсоветских стран земледельческой Центральной Азии. Идея не нова. Автор исследования трудовых ресурсов Рязанской области пришел к аналогичному выводу: "Подъем сельского хозяйства региона без широкого привлечения трудовых мигрантов нереален".
Однако чем их привлечь, помимо рабочих мест?
Станем новоселами и ты, и я!
Но прежде чем говорить о выгоде, следует коснуться миграционной политики и Кыргызстана, и России. Первая выражена в Программе содействия занятости населения до 2020 года и предусматривает необходимость заключения соглашения об организованном наборе граждан КР для осуществления трудовой деятельности в РФ.
Миграционная политика России также предусматривает необходимость заключения с каждым постсоветским государством-донором рабочей силы соглашения об организованном наборе иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в РФ.
Нельзя забывать и о Декларации о согласованной миграционной политике государств СНГ. Эти документы говорят о возможности и необходимости заключения двустороннего соглашения "Об организованном наборе граждан КР для осуществления трудовой деятельности в РФ".
В этом документе следует закрепить права и обязанности сторон, предусматривающие создание цивилизованных условий организованного набора в Кыргызстане, перемещения, организованного, подчеркиваю, трудоустройства, жизнеобеспечения сельских мигрантов в депопуляционных сельских регионах России.
Реализация соглашения потребует создания совместного кыргызско-российского центра организованного набора трудовых мигрантов. Задача принимающей стороны — подготовка рабочих мест, строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры. Словом, всего того, что требуется: приезжай, живи, работай!
На первом этапе принимающая сторона создает государственную поселенческоообразующую сельхозорганизацию (госхоз). Жизнь в него вдохнет трудовой коллектив сельхозработников, сформированный в Кыргызстане. При этом члены трудового коллектива должны знать, что через два-три года (второй этап) госхоз будет приватизирован, преобразован в сельхозкооператив с наделением каждого его члена правом собственности на земельную, имущественную долю. Стоимость имущественной доли и жилья может быть возмещена в течение ряда лет.
В пользу такого проекта говорит представленная в Москве в марте программа, содержащая механизм стимулирования выезда мигрантов из российской столицы и других крупных городов России в регионы, сельское хозяйство которой нуждается в трудовых ресурсах. "Первым кыргызским семьям, согласившимся выехать из Москвы, будут вручены сертификаты на право трудоустройства и переселения в развивающееся сельское поселение одного из регионов РФ. "Только из 300 тысяч жителей Таджикистана, находящихся в Москве, по предлагаемой программе могут уехать порядка 200 тысяч человек".
Идея семейного переселения в российские регионы, нуждающиеся в трудовых ресурсах, рожденная "снизу", в мигрантской среде, выражает их экономические и социальные интересы, она могла бы и должна получить государственную поддержку. В Программе содействия занятости населения и регулирования внешней трудовой миграции Кыргызстана до 2020 года необходимо предусмотреть, а в план мероприятий по ее реализации включить положения о наборе граждан, желающих переселиться и работать в сельхозорганизациях России.
Если учесть, что численность сельских безработных в РФ достигла 2,5 млн. человек, то возникновение иноязычных сельхозкооперативов, строительство жилья под ключ для переселенцев из Кыргызстана могут вызвать у части местного населения определенную неприязнь к незваным соседям. Чтобы предупредить возникновение конфликтных ситуаций, деньги на реализацию такого проекта правительство КР должно выделять в виде долгосрочного кредита. Информацию об инвестиционном характере проекта, о его пользе для экономического развития региона, об интернациональном составе трудового коллектива следует доводить до местного населения путем широкого обсуждения проекта и его развития в местных СМИ.
Кстати, участие кыргызстанцев в хозяйственном освоении российских земель началось в 70-80-х годах прошлого века. На территории Ярославской области при финансовом участии Киргизской ССР был организован совхоз "Кыргызстан", освоены значительные земельные угодья, построен поселок городского типа. В нынешних условиях ничто не мешает возродить эту практику не только в целях борьбы с сельской безработицей в Кыргызстане, но и для становления разнообразных взаимосвязей, развивающих интеграционные процессы.
Потребуется определение баланса трудовых ресурсов
ЕврАзЭС, их распределения, использования, но это станет одним из условий экономического развития союза.
Ученые из Кыргызстана участвовали в подготовке доклада Евразийского банка развития (ЕАБР) "Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала". Ссылаясь на Концепцию государственной миграционной политики РФ до 2025 года (КГМП), они установили: "в 2012 году были предприняты новые шаги по либерализации миграционного законодательства в условиях демографической убыли населения для привлечения в страну не только переселенцев, но и трудовых мигрантов из стран бывшего СССР, в том числе из Кыргызстана, с целью их дальнейшей ассимиляции".
Но при чем здесь ассимиляция? Тем более в качестве цели! Концепция направляет действия заинтересованных госорганов и организаций на "содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, адаптацию и интеграцию мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом". Согласитесь, между ассимиляцией и адаптацией-интеграцией все же есть разница.
Страшилки
Рабочая группа Института национальной стратегии под руководством М. Ремизова подготовила, учитывая "миграционный опыт" европейских государств, доклад, в котором отметила, что к 2013 г. "обладателями российских паспортов стали более 2,5 млн. выходцев из бывших союзных республик".
Доступность натурализации, по мнению авторов доклада, может привести к тому, что "вчерашние гастарбайтеры и их потомки станут полноправными гражданами страны, серьезно меняя ее этнический баланс и социальный облик. Именно из числа "новых граждан", уже не опасающихся за свой статус в РФ, будет рекрутироваться актив криминальных сетей, исламистских сообществ и этнических бунтов".
Представленный вариант "колонизации России" и негативного развития миграционных отношений вполне возможен, но лишь при определенных условиях: стихийный характер трудовой миграции, запредельный уровень коррупции чиновников муниципального и государственного уровней управления, правоохранительной и судебной систем, отсутствие связей с общественными объединениями мигрантов, включая рабские условия труда и жизни, низкий уровень заработной платы мигрантов, ее задержку и невыплату, негласный запрет на работу в правоохранительных, судебных и муниципальных органах управления лиц с неславянской внешностью, плохое и незнание мигрантами русского языка и т. д. Все это ведет к возникновению социальных связей между мигрантами на основе землячества, общности языка и религий, содействует созданию этнических анклавов, их "геттоизации" и криминализации, образует "питательную среду" для исламистов.
Предупреждение и ликвидация такого рода негативных условий вполне по силам государствам-членам ЕврАзЭС. Для этого потребуется осуществление согласованных усилий как государств-доноров рабочей силы, так и государств-реципиентов, направленных на "противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов" и на поддержку ряда условий, содействующих дружбе и братству евразийских народов. И это не дежурная фраза, а та реальность, которая ожидает в недалеком будущем постсоветские народы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus