Итогом переговоров между правительствами Кыргызстана и Таджикистана стала перестрелка на границе двух государств. Похоже, что, в то время как кыргызские чиновники рапортовали о своих успехах, таджикские готовили оружие к бою.
«Черный» четверг
Очередной конфликт на рубеже произошел вчера, 10 июля, аккурат перед началом очередного раунда переговоров с участием двух вице-премьер-министров и строительством автодороги Кок-Таш - Ак-Сай - Тамдык - Кишемиш. Выстрелы звучали дважды - днем и ближе к вечеру. По версии ГПС Кыргызстана, около 30 граждан Таджикистана предприняли попытку проложить трубопровод с нашей территории (река Каравшин) в село Бедак таджикского анклава Ворух. Пограничный наряд КР, прибыв на место, потребовал прекратить работы в связи с тем, что данный участок является неописанным.
В ответ на требования кыргызских пограничников таджики забросали их камнями. С целью не допустить неправомерных действий со стороны таджикских граждан кыргызские пограничники были вынуждены произвести предупредительные выстрелы в воздух. Пограничный наряд Таджикистана, находившийся неподалеку, открыл огонь по кыргызским пограничникам. Завязалась короткая перестрелка между пограничниками двух республик, в результате которой пострадали не менее семи граждан РТ.
Во второй раз выстрелы прозвучали ближе к вечеру. Таджикистан начал обстреливать пограничный пост «Тамдык» из минометов и гранатометов. Контузию получил военнослужащий ГПС, он госпитализирован в Баткенскую областную объединенную больницу.
Аналогичную версию высказывают и представители таджикской стороны. Правда, с точностью до наоборот. К тому же сообщают о многочисленных раненых и даже о двух погибших в перестрелке. Обе стороны обвиняют друг друга в провокации и нарушении ранее достигнутых договоренностей.
Ложь во спасение?
Кстати, о последних. 2-3 июля в Бишкеке прошло очередное совместное заседание правительственных делегаций Кыргызстана и Таджикистана по демаркации и делимитации госграниц во главе с вице-премьером КР Абдырахманом Маматалиевым и его таджикским коллегой Муродали Алимардоном. Казалось, тогда был достигнут консенсус и спорные моменты сняты.
Сразу после этой встречи Абдырахман Маматалиев радостно сообщил журналистам, что строительство дороги, а также дальнейшая эксплуатация двух мостов и прилегающих к ним участков автомобильной дороги продолжатся 10 июля. «С таджикской стороной никаких противоречий нет», - отчитывался тогда чиновник.
Однако таджики уверенность Маматалиева не разделяли. Со ссылкой на первого заместителя председателя Согдийской области Джумабоя Сангинова таджикские СМИ передавали, что уже первые обсуждения проектов зашли в тупик. «Рабочие группы правительств двух стран, начавшие в Кайраккуме обсуждение проектов строительства дорог Исфара - Ворух и Кок-Таш - Ак-Сай - Тамдык, не имеют единой позиции по их видению. Таджикистан предлагает построить новую дорогу в направлении Исфара - Ворух в качестве самостоятельного участка, где контроль, управление, обслуживание и использование трассы должна взять на себя исключительно таджикская сторона. Кыргызская сторона считает, что эта дорога должна быть использована обеими сторонами, контроль за которой также должны обеспечивать оба государства», - пояснил он.
В итоге Таджикистан отклонил предложение Кыргызстана. Однако Маматалиев об этом умолчал. Равно как и о том, что официальный Душанбе категорически против строительства альтернативной дороги в объезд Воруха.
Эх, дорога...
Эта трасса не первый раз становится причиной столкновений двух соседствующих народов. В январе из-за нее уже случались стычки с применением оружия и даже минометов на этом же участке государственной границы. Тогда ранения получили 6 военнослужащих КР - 5 пограничников и 1 сотрудник спецподразделения МВД.
Январский инцидент власти РТ комментировали неохотно и недостаточно оперативно. И сейчас, когда кыргызская Военная прокуратура, закончив расследование, передала материалы таджикским коллегам, те хранят молчание.
Однако в этот раз таджикские власти сработали на опережение. Еще не успело остыть оружие, как МИД РТ прислал ноту протеста, осудив действия кыргызских пограничников и обвинив КР в нарушении норм международного права. Такая прыть заставила власти Кыргызстана недоумевать, ибо это наталкивает на мысль о том, что вчерашнее происшествие - не что иное, как заранее спланированная провокация. Для чего?
По мнению замглавы МИД КР Аскара Бешимова, это попытка сорвать ранее достигнутые договоренности. «Первый инцидент между погранслужбами Кыргызстана и Таджикистана начался в 11.30. Вторая перестрелка произошла около 15.00. В это же время начинались переговоры между правительственными делегациями. Вызывает удивление и непонимание то, что в 17.00 мы получаем ноту протеста, в которой таджикская сторона поспешно, не приводя никаких фактов, дает собственную оценку и трактовку происходящим событиям. Мы недоумеваем по этому поводу и считаем, что это либо давление на процесс переговоров, либо несогласованность государственных органов этой страны», - заявил он.
«3 июля в Бишкеке подписан протокол с участием делегации из Таджикистана, в соответствии с которым кыргызская сторона с 10 июля начинает строительство автодороги. Под ним стоят подписи двух вице-премьеров. И инцидент, который произошел на границе, мы расцениваем как попытку сорвать договоренности», - добавил замминистра.
Это стало поводом для ответной реакции. Внешнеполитическое ведомство КР вынуждено было направить коллегам ноту, в которой призывает воздержаться от любых оценок и трактовок до окончания переговорного процесса. Кыргызская сторона нацелена все свои усилия направить на мирное урегулирование инцидента.
К тому же до сих пор неизвестно точное количество пострадавших в перестрелке с таджикской стороны. Озвучиваются разные цифры из разных источников. МИД Кыргызстана запросил подтверждающие документы о раненых и убитых со стороны Таджикистана, однако власти соседнего государства до сих пор не отреагировали.
Через публикации в местных СМИ таджикские власти уже неоднократно давали понять кыргызскому «Белому дому», что проложить дорогу в объезд анклава Ворух через село Ак-Сай Баткенского района одноименной области, так как планируют в Бишкеке, не получится.
«По настоятельному требованию таджикской стороны строительство вышеназванной дороги всегда приостанавливается, но представители КР периодически заявляют, что она будет завершена любой ценой», - пишут СМИ РТ со ссылкой на свои источники.
Открыто выступить с подобным заявлением официальный Душанбе не решается?
Как передает таджикское издание «Азия-Плюс» со ссылкой на администрацию мэра города Исфары, информацию о разногласии стран по строительству дорог в Кайраккуме население приняло с разочарованием. «Все понимают, что нерешенные проблемы, связанные со строительством вышеназванных дорог, не снимут напряженности на таджикско-кыргызской границе», - отмечает интернет-портал.
Анклав в анклаве
Между тем аппетиты таджикской стороны растут. Сегодня власти РТ выдвинули новое требование - убрать кыргызский пограничный пост «Тамдык». В подтверждение своих намерений они перекрыли проезд к Ак-Саю. Это село, заметим, - своего рода анклав в анклаве, и стычки тут возникают с завидным постоянством.
Как стало известно сегодня в ходе переговоров руководителей двух пограничных ведомств, Таджикистан предъявил требование убрать кыргызский пограничный пост «Тамдык». «В противном случае около 30 граждан РТ готовы атаковать, и власти РТ не будут нести ответственность за их действия», - уведомили коллег пограничники соседнего государства.
Председатель ГПС КР Раимберди Дуйшенбиев, естественно, ответил категорическим отказом. Он заявил, что кыргызские пограничники не оставят своих позиций, таджикская же сторона обязана провести разъяснительную работу с населением своего приграничья и предотвратить их незаконные действия. «В случае нарушения гражданами Таджикистана госграницы в их отношении будут приняты определенные меры», - предупредил чиновник.
Судя по всему, становится очевидным, что небо на границе с Таджикистаном будет хмуриться еще долго.
Хорошо молчим
Как показывают последние события, ситуация на уровне глав пограничных ведомств не разрешится, пока в дело не вмешаются первые лица государства. Однако те не спешат сесть за стол переговоров.
Как и таджикские чиновники, власть имущие в Кыргызстане отмалчиваются и делают вид, что «в Багдаде все спокойно». Два дня обстановка на кыргызско-таджикской границе остается более чем напряженной, то и дело слышатся выстрелы, есть раненые и, возможно, погибшие. Президент КР, равно как и премьер-министр и спикер парламента страны, хранит трусливое молчание. И если о главе кабмина известно, что он находится с рабочим визитом в Монголии, где Джоомарт Оторбаев знакомится с опытом этой республики в организации и проведении выборов с применением современных избирательных технологий, то о двух других вестей вовсе нет.
Отдуваться за весь седьмой этаж приходится Абдырахману Маматалиеву, который, словно заезженная пластинка, повторяет: «Ситуация под контролем, переговоры ведутся успешно». На деле картина иная: летят пули.
Когда у представителей политического истеблишмента появится воля раз и навсегда решить приграничные проблемы? Вопрос, скорее, риторический...
Правила комментирования
comments powered by Disqus