90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Фальсификации и инсинуации вокруг имени и творчества кыргызского поэта Токтогула

Фальсификации и инсинуации вокруг имени и творчества кыргызского поэта Токтогула

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого кыргызского поэта, композитора и мыслителя Токтогула Сатылган уулу. В связи с этим текущий год объявлен организацией ТЮРКСОЙ годом Токтогула, т.е. юбилей будет отмечаться во всем тюркском мире. Но в Кыргызстане обозначились определенные деструктивные силы, которые пытаются:

1. скомпрометировать и изничтожить имя великого поэта;

2. сфальсифицировать факты из жизни великого мыслителя;

3. высмеять и опорочить многих известных всему Кыргызстану людей;

4. и вообще поставить под сомнение значение Токтогула как феноменального явления в жизни кыргызского народа и тем самым дискредитировать сам факт проведения юбилея величайшего акына и композитора.

В связи с этим мы предлагаем вам неопровержимые факты из жизни и творчества незабвенного Токтогула Сатылган уулу, чьим именем сегодня названы улицы и школы чуть ли не в каждом районе Кыргызстана, чье имя сегодня носят: город, целый район, водохранилище, ГЭС, филармония и т.д. Кроме того, в Кыргызской Республике присуждается государственная премия, носящая его имя, выпущена марка с изображением поэта, и наконец, его портрет изображен на кыргызской национальной валюте.

В дальнейшем мы намерены опубликовать серию статей, бросающую вызов всякого рода ревизионистам и конформистам, пытающимся опорочить имя великого человека, юбилей которого собирается отметить нынешней осенью вся тюркская, да и не только тюркская, общественность.

Статья первая

Участвовал ли Токтогул в Андижанском восстании 1898 года?

В №10 «Литературного Кыргызстана» за 1990 год было напечатано интервью с тогдашним аспирантом КГУ Кыясом Молдокасымовым «Токтогул в легенде и в жизни». И первым из спорных моментов судьбы Токтогула стал вопрос: был ли он все-таки участником Андижанского восстания 1898 года? Вот что тогда ответил К. Молдокасымов: «Андижанское восстание носило национально-освободительный характер. Это общеизвестно. Оно началось 17 мая 1898 года и было подавлено 20 мая, через три дня. Для того чтобы понять, почему Токтогул оказался среди обвиняемых по делу о восстании, надо вернуться на год назад. В 1897 году в Кетмень-Тюбинской долине проходили выборы болуша – волостного. Токтогул был среди тех, кто выступил против прежнего волостного – потомка Рыскулбека. Известна его песня, написанная в то время, - «Пять кабанов», в которой он откровенно обличает потомков манапа Рыскулбека – Дыйкана, Акмата, Атакана, Бахтияра, Эгемберды... Противникам манапа так ничего и не удалось добиться в ходе выборов. Сами же сыновья Рыскулбека затаили против них обиду и при случае решили отомстить. Итак, 20 мая 1898 года завершилось восстание, а спустя три недели, 5 июня, на стол наманганского уездного начальника лег донос, в котором указывалось, что Токтогул был среди восставших и своими призывами подстрекал их к преступным действиям. В архивах нет никаких сведений об участии Токтогула в андижанских событиях, кроме «показаний» нескольких «свидетелей». Показания эти иначе, как оговором, не назовешь. Сам же Токтогул на следствии упорно заявлял, что во время событий находился дома, в Кетмень-Тюбе, это подтверждал и ряд свидетелей-очевидцев…» («ЛК, №10, 1990, сс. 128-129).

К.Даутов и Б.Алагушев, написавшие статью «Токтогул» для энциклопедии «Токтогул району» («Токтогульский район»), пошли еще дальше. Они писали следующее: « После того, как в 1898 году 17-18 мая восстание против неверных, начатое во главе с Мадали-ишаном, который напал на гарнизон царского войска из двух рот, было подавлено беспощадно, Токтогул был схвачен по ложному доносу в ночь на 11 июня, и 3 августа военно-полевой суд вынес приговор о смертной казни… В угоду разным политическим компаниям социальной идеологии, особенно в соответствии с требованиями классовой борьбы для того, чтобы подвести поэта к революционной борьбе, пытались внести в его стихи изменения, да и в песенном его состязании встречаются искусственно созданные подделки. Например, в реальной жизни он (Токтогул), кажется, и не создавал таких стихов, как «Пять кабанов», а его состязания с Арзыматом и вовсе не было. В истории даже не существовало такого певца…» («Токтогул району», Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору, 2005, Бишкек, 256-257 бб.).

По К.Молдокасымову и К.Даутову с Б.Алагушевым получается, что все сочинения Токтогула и все, написанное о нем до этого, – досужий вымысел. И сегодня в канун 150-летнего юбилея великого поэта многие устно и письменно твердят, что Токтогул не принимал никакого участия в андижанских событиях. Договариваются до того, что великий поэт, дескать, просто ушел в ссылку вслед за Торо Бешкемпир уулу, тогдашнему кандидату в волостные, после того, как тот потерпел поражение на выборах и в отместку был сослан в Сибирь сыновьями Рыскулбека, т.е. Токтогул не был никаким революционером, а следовательно, не был и акыном-демократом, потому что воспевал тех же самых баев и манапов.

Всю эту чушь и ахинею плетут те, которые сами еще вчера были коммунистами, а сегодня вдруг оказались потомками баев и манапов. Как, к примеру, их глава бывший когда-то секретарем ЦК КП Киргизии Аскар Акаев, в период перестройки в одночасье оказался потомком чуть ли не самого Байтика. Когда он врал – неизвестно: то ли когда он вступал в коммунистическую партию (наверняка, он тогда писал в своей анкете, что происходит из семьи батраков, иначе его и не приняли бы в Коммунистическую партию), то ли когда он назвался потомком ханского рода и стал устанавливать памятники тем, кто за сорок кобылиц распродал кыргызские земли. Все верно, ведь он позже и сам поступил точно так же: распродал Узенги-Кууш и другие земли. И вот, вторя своему хозяину, пошла писать эта братия, уподобив всех и вся под себя. Так что сейчас они пытаются подать великого поэта и певца, непревзойденного музыканта и композитора, отважного революционера и демократа Токтогула Сатылган уулу собственным придворным льстецом, певшим за кусок конской колбасы и нарядный халат.

А теперь обратимся к действительным фактам из жизни Токтогула, чтобы окончательно и бесповоротно прояснить этот вопрос.

Существует такой документ Н.С.Ладушева «Подготовка к Андижанскому восстанию в Суусамырской волости», написанный с уст Токтогула 28 ноября 1928 года. В нем подробно рассказывается о том, как автор документа познакомился с поэтом, как тот служил в их экспедиции в Кетмень-Тюбе переводчиком. Затем следует рассказ Токтогула о подготовке Андижанского восстания, о тайной встрече заговорщиков за год до восстания, об участниках и их беседе по поводу тогдашней политической обстановки. Великий поэт и революционер Токтогул Сатылган уулу повествует о том, как в доме торговца и предпринимателя Торохана Арифбай Агалакова собрались прибывшие из Андижана представители Мадали-ишана, руководителя подготовки восстания, и местные знатные люди: Шадыбек Шергазы уулу, Торо Бешкемпир уулу, Уметалы Багышбек уулу. «В этой хате в 1897 году я впервые познакомился с его хозяином и узнал о готовящемся восстании ферганцев для свержения царского правительства в Фергане, изгнания из управления народом бай-манапов и царских чиновников из местной родовой знати и о создании большого, сильного мусульманского государства. Именно в этой хате, в хате наманганского предприимчивого купца Тюрехана у меня лично произошел огромный перелом во всей моей жизни, а в дальнейшем это повлекло клевету, суд, ссылку, Сибирь, побеги, арест и т. д…» (Инв. №1256, сс. 18-19). Далее черным по белому написано, что все это «…изменило направление моей жизни – я сказать и объяснить не мог: намечаемое восстание меня увлекло всего, с головой, оно отвечало моим внутренним желаниям, мщению царским чиновникам и родовой знати и т.п.» (там же).

Далее Токтогул Сатылган уулу повествует, как в 1897 году в июне-июле, когда он поливал свое кукурузное поле, к нему приехал человек от Шадыбека-калпы. Посыльный сказал, что тот приглашает его к себе домой на вечер и оставил запасного коня. Вечером Токтогул поехал туда и обнаружил там Торо Бешкемпир уулу и еще троих неизвестных из Ферганы. Через некоторое время они поехали в другое село Сагызган-Сай (позже названное Алексеевка). Там они гостили в доме Торохана, где был устроен ужин для всех гостей. Был даже невероятный случай, непривычный для певца: когда он взял в руки комуз, чтобы спеть гостям, те вежливо отказались от песни, объясняя это тем, что им нужно быть настороже и не слишком привлекать внимания людей. Токтогул, только что взявший комуз в руки, снова положил его на кошму. «Это было, пожалуй, впервые в моей жизни, когда после больших угощений я не играл и не пел гостям», - сказал впоследствии Токтогул.

Затем один из ферганских гостей стал сетовать на унизительное положение мусульман. Он рассказал, как на прошлой неделе в Маргелане состоялся суд над Мадали-ишаном, но за недоказанностью вины его отпустили, и все это было устроено лишь для того, чтобы надсмеяться над мусульманами. Кто-то добавил, как русский пристав стащил Мадали-ишана с седла, когда тот проезжал со своими мюридами, заставил его идти пешком, таща за собой осла. Много унижений пришлось претерпеть Мадали-ишану, говорили они, и поэтому всем надо теперь объединиться вокруг этого святого человека и при поддержке турецкого султана сбросить с себя ярмо гнета со стороны неверных. «Пора, пора подумать о себе, о вере ислама, о положении мусульманина и раз и навсегда положить всему конец. Надо вернуть былую славу Востоку. Открыть ему дорогу в Мекку, создать единое и большое государство мусульман – этому мешают русские, их надо убрать, заставить уйти туда, откуда пришли. Об этом сегодня мы и собрались побеседовать, поговорить: как это сделать и когда, с чего начинать и чем кончать, с чем начинать и на что рассчитывать, на кого надеяться, кого остерегаться, а кого убирать с дороги. Итак, наступило время, когда мусульмане должны снять со своих плеч милость царя и его чиновников, добиться снова независимости Кокандского ханства, восстановить его и укрепить веру мусульман» (Инв. №1256, с. 23).

В заключение назначили уполномоченных по Кетмень-Тюбинской долине. Из-за отсутствия Карталы Салбанова на его место вместе с Шадыбеком Шергазы уулу, Торо Бешкемпир уулу, Уметалы Багышбек уулу назначили и Токтогула Сатылган уулу.

Так какое еще нужно доказательство, чтобы не сомневаться в том, что Токтогул был одним из участников подготовки Андижанского восстания?

Чтобы не быть обвиненным в одностороннем подходе, приведу еще одно подтверждение участия Токтогула в андижанских событиях. Это сс. 45-46 дополнительного акта допроса №6. В нем говорится буквально следующее: «Суусамырский волостной управитель Бактыяр Рыскулбеков, подтверждая свое дознание, объяснил, что в двадцатых числах мая до него стали доходить слухи, что у Шадыбека халфы в местности Узун-Ахмат собираются влиятельные киргизы Суусамырской волости, где ведут разговор о том, что скоро настанет мусульманское владычество, что они пойдут на помощь к Мин-Тюбинскому ишану, завоевав сначала город Наманган» (Инв. №1259, с. 104). Далее среди списка участников заговора числится и Токтогул Сатылган уулу.

И если даже этого мало, то приведем в доказательство еще один документ, сохранившийся в военном архиве Туркестанского военного округа. Он значится под шифром «Суд. дело №15лл 13-14-15» и называется «Список лиц, подлежащих вызову к судебному следствию по делу о туземцах Ферганской области Шадыбеке хальфе Шир Газиеве и других в числе 64 чел.», написанный помощником военного прокурора подполковником Шлифером. Там Токтогул числится в списке под номером 27 (Инв. №1259, с. 125).

Таким образом, нет сомнения, что Токтогул принимал самое живое участие в подготовке Андижанского восстания. Сомневаются в этом лишь те, кто привык, подобно мухе, всюду искать грязь и навоз. Сомневаются лишь те, кто сам, подобно хамелеону, привык постоянно менять цвет и кожу. Сомневаются лишь те, кто сам, подобно шакалу или ворону, привык питаться мертвечиной.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://akipress.org/kghistory/news:14022/

Показать все новости с: Аскаром Акаевым

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Цзиньтао Ху

Ху Цзиньтао

Председатель КНР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
48-е место

занимает армия Узбекистана в мировом рейтинге Global Firepower

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31