Татарский этнограф и историк Дамир Исхаков решил написать книгу с условным названием «Тюркско-исламская Камаcутра». Он хочет показать, что у мусульман вообще и у тюрков в частности была своя развитая эротическая культура. Местные фундаменталисты уже начали возмущаться: мол, греховное это дело, нет у мусульман секса и никогда не было. Более раскрепощенная публика, наоборот, требует от автора технических подробностей. Сам же ученый настроен очень спокойно. Для него исламский секс лишь объект научного исследования.
Казанский кремль. Двести метров налево — мечеть Кул Шариф, двести направо — Благовещенский собор. То колокола звонят, то на намаз созывают. Повсюду стайками бродят европейские туристы в тюбетейках китайского производства. Сплошное торжество веротерпимости.
Институт истории Академии наук Татарстана стоит аккурат посередине между собором и мечетью. В секторе этнологии с утра немноголюдно. Перед монитором сидит молоденькая сотрудница в зеленом платке и юбке до пола. Так в Казани одеваются только те, кто серьезно относится к исламу. Сразу и не догадаешься, что именно здесь зародилась книга о сексе.
«И оба пальца прижала к своему телу…»
— Да он, наверное, псих! Ну какая может быть татарская Камасутра?! Какая такая эротика у мусульман?! Это примерно то же самое, что изучать водоплавающих верблюдов… — примерно так реагировали знакомые журналисты и социологи, когда мы рассказывали им про Дамира Исхакова и его исследование эротической культуры ислама.
Ислам представляется нам чем-то абсолютно антисексуальным: чадра, паранджа, хиджаб, побивание камнями неверных жен. Эта религия дает четкие предписания верующим — когда молиться, как умываться, какие части тела обнажать. Христиане при всем своем консерватизме еще пятьсот лет назад разрешали рисовать женское тело со всеми прелестями и выставлять его на всеобщее обозрение. Про индусов с китайцами и говорить не приходится.
— Я интересуюсь проблемой эротических отношений в мусульманском мире прежде всего с научной точки зрения. Данная сфера вообще плохо изучена, а применительно к тюркской культуре — особенно, — неторопливо начинает свой рассказ Дамир Исхаков.
Исхаков — доктор исторических наук, этнограф-полевик, руководитель центра этнологического мониторинга. Его называют одним из идеологов умеренного крыла татарского национального движения. Внешне он вполне академичен. Небольшая клиновидная бородка, спокойный голос. А главное, на многие наши вопросы отвечает: «Пока я не могу вам этого сказать, поскольку не располагаю достаточным количеством источников…» — явное отличие ученого-историка от историка-графомана.
В Татарстане уже начались протесты против его еще не написанной книги. В эфире местного телеканала имам мечети Марджани Мансур хазрат Джалялетдинов возмущается:
— Что такое татарская Камасутра? Со стороны религии это запрещенное. Всегда татарский народ был очень скромным…
Еще радикальнее высказывается Альмира Адиятуллина, председатель мусульманской женской организации «Муслима». В ее телеинтервью прозвучала фраза, рискующая стать хрестоматийной: «Татары никогда сексом не занимались». Сразу вспоминается телемост с Америкой времен ранней перестройки, на котором наша тетенька произнесла: «В СССР секса нет». Понятно же было, что речь идет вовсе не о том, что советские граждане размножаются почкованием, а об отсутствии развитой сексуальной культуры. Примерно так же надо понимать аналогичное высказывание про татар.
— У нас произошло возрождение традиционализма, — пытается объяснять Дамир Исхаков. — Татары в этническом плане много потеряли, и, видимо, им нужно какое-то психологическое убежище. Для многих таким убежищем стала кондовая исламская модель. Нам хотят привить весьма примитивные трактовки, идущие из позднего ислама.
Эта религия кажется монолитной. Но ведь есть ислам средневековый и ислам современный, есть шииты и сунниты, есть мусульмане арабские, нигерийские, тюркские, малайзийские и так далее.
Если обращаться к основам, то тут все зависит от интерпретаторов. Взять все тот же Коран. В переводе Абу Аделя аят 223 суры 2 гласит: «Женщины [жены] ваши — пашня для вас (на которой вы сеете семя, и затем она дает детей по воле Аллаха). Ходите же на вашу пашню [вступайте в близость с женами] (только через дозволенный орган), как [с какой стороны] пожелаете». Предполагается, что «с какой стороны пожелаете» — это ответ суеверным древним иудеям, считавшим, что поза «мужчина сзади» приводит к рождению косоглазых детей.
В общем, можно сделать вывод, что Коран приветствует разнообразие сексуальных поз, а там уже и до Камасутры недалеко. А можно такого вывода и не делать. Особенно если взять другие переводы, например: «Ваши жены — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя». Тут никаких поз — только разрешение спать со своими женами в любое время.
Другой пример — хрестоматийные сказки «Тысячи и одной ночи», весьма популярные в исламском мире. Тут с сексуальностью все в полном порядке: «И, увидев, что я взглянул на нее, она положила палец в рот, а затем взяла свой средний палец, и приложила его вплотную к указательному пальцу, и оба пальца прижала к своему телу, между грудями…»
— Дамир, скажите все-таки, что такое исламская эротика? — Затрудняюсь даже определение дать, пока исследование не закончу. Но она однозначно не похожа ни на китайский, ни на индийский вариант. Возможно, она более внутреннего плана. В исламе эта сфера более закрытая, но это не значит, что там эротики меньше — просто она не получает такого внешнего выражения, в этом может быть вся проблема. Поэтому одна из моих задач — показать, что мусульманам тоже ничто не было чуждо, вытащить эту сферу из тени и попытаться раскрыть.
«Слава Аллаху, что мы созданы мужчинами и женщинами…»
— Вы, наверное, хотите спросить, будет ли в моей книге описываться техника секса и даваться практические советы? Все журналисты этим интересуются. Хочу сразу ответить, что, возможно, будет, — Исхаков улыбается, как подросток, но потом снова становится серьезным, как и положено доктору наук. — Только имейте в виду, что меня интересует не столько секс, сколько культурное взаимодействие в этой сфере…
— Вообще-то мы хотели спросить про источниковую базу вашего исследования. Все-таки речь идет об интимном процессе и вряд ли на эту тему существует много исторических документов.
— И тем не менее таких источников сохранилось немало. Есть даже переводы на русский язык. Вот алжирский трактат XV века. — Дамир Исхаков достает книгу, на обложке которой изображена некая барышня, напоминающая исполнительницу танца живота. — Он написан по распоряжению алжирского бея одним шейхом. «Слава Аллаху, что мы созданы мужчинами и женщинами» — так начинается книга, и там отчетливо видно влияние Камасутры.
Действительно видно. Поза одна, поза другая, как двигаться, как достичь «высшего блаженства».
— Помимо этой есть еще много других книг. Я очень надеюсь на кое-какие османские источники. Турки ведь через Крымское ханство тесно взаимодействовали с татарами. Недавно я был в Турции и привез книгу «Секс у османов». — Историк достает из своего портфеля книгу на турецком языке. — Вот, полистайте… Листаем. Турецкого мы не знаем. Приходится довольствоваться миниатюрами. Судя по всему, запрет, наложенный мусульманами на изображение человеческого тела, не всегда соблюдался в Османской империи. Вполне себе тела — с грудями и бедрами. Не порнография, конечно, но вполне откровенно.
— Оказалось, в Турции есть десятки рукописей, которые лежат в архивах, но толком не изучены.
В каком-то смысле Татарстан похож на Турцию. Там тоже сначала семьдесят лет воевали с религией, а заодно и сексуальной культурой. Потом ислам начал отвоевывать позиции, но сексу от этого проще не стало.
Главная тема будущей книги — это не столько сексуальные техники (хотя они там тоже будут), сколько влияние мировых культур друг на друга.
— Наиболее развитая эротическая культура была в Индии и Китае, но тюрки тесно взаимодействовали с этими цивилизациями и очень много позаимствовали, переработав по-своему, — объясняет Исхаков. — Я пока лишь условно назвал свою будущую книгу «Тюркско-мусульманская Камасутра», но меня уже успели раскритиковать, потому что Камасутра — это все-таки индуистское произведение. В случае с Индией интересно то, что туда из Средней Азии вторглась большая группа тюрок, создавших на территории современного Пакистана империю Великих Моголов. В этом государстве тесно переплелись монгольская, тюркская и индуистская цивилизации — получилась весьма оригинальная культура. Там сохранилось много миниатюр, по которым отчетливо видно, что индуистская культура сильно повлияла на тюрков.
— А как же Китай?
— Китайская цивилизация тоже тесно взаимодействовала с тюрками. Вот, например, Юаньская династия, которую основал внук Чингисхана, это XIII– XIV века. Тогда тоже произошло интересное переплетение различных представлений, в том числе в той самой сфере, о которой мы говорим.
С мусульманской сдержанностью Исхаков избегает слова «эротический» или «сексуальной», называя это «той самой сферой».
«Мне слаще райской влаги ваши губки…»
В кабинет входит женщина, специалист по традициям в современной татарской семье. Присутствию журналистов она уже не удивляется.
— Ты всех своей книгой возбудил! — обращается она к ученому, иронически улыбаясь.
Мы же от абстрактных мусульман и тюрков пытаемся перейти к конкретным татарам. Получается, что их эротическая культура сродни бозону Хиггса — по расчетам ученых она должна существовать, но пока достоверных данных не получено. Эксперименты продолжаются.
— А собственно татарские источники у вас есть?
— Очень мало, — сокрушается Исхаков. — Есть кое-какие материалы из области практической народной медицины — каким образом, скажем, мужской потенциал поддерживать. Еще я знаю, что два писателя собирали татарские частушки: один триста штук собрал, другой — пятьсот. Там должно быть много отражений этой сферы.
— И что это за писатели, как их зовут?
— Мне не хотелось бы называть вам их имена. Хотя и этот материал было бы интересно проанализировать с точки зрения науки. Но на меня уже ополчились религиозные круги, заявившие, что у татар ничего такого нет. Они рассуждают с точки зрения позднего ислама, который находился в упадке, и плохо представляют собственное культурное наследие, где эти вопросы обсуждались совершенно по-другому. Кстати, до сих пор не опубликована масса эротических стихов Габдуллы Тукая, который очень свободно писал на эту тему.
Тукай — самый-самый знаменитый татарский поэт, живший на рубеже XIX–XX веков, эдакий местный Пушкин. Мы не знаем, что спрятано в казанских архивах, но и в открытом доступе можно найти вполне фривольные строки. Вот его стихотворение «Татарским девушкам» (Пер. В.С. Думаевой-Валиевой):
Мне слаще райской влаги ваши губки, И да простят меня за эти шутки…
Но это все-таки лирика. А полную картину сексуальной жизни татарина, жившего сто или триста лет назад, нарисовать очень сложно.
— Нельзя будет представить эту сферу полностью. Но какие-то детали известны благодаря полевым исследованиям. К примеру, в начале XX века в некоторых татарских районах были большие двухэтажные дома — там одновременно жили по пять-шесть братьев, которые все были женаты, так что их семейная жизнь протекала на глазах друг у друга. Они особо даже не уединялись, была лишь занавеска в комнате — современному человеку это трудно представить. Я задавал старикам вопрос, и они уверяли меня, что никакой проблемы в этом не видели, — говорит Исхаков.
Еще один метод — анализ статистики. — У татар раньше был праздник Джиен, немного похожий на славянский Ивана Купала, — рассказывает Исхаков. — Отмечали его в июне. Во время праздника молодежи дозволялась большая свобода в отношениях, поэтому уже в 30-х годах XIX века муллы очень критиковали этот праздник. Так вот, я посмотрел статистику и обнаружил, что спустя девять месяцев после Джиена у татар происходил всплеск рождаемости.
Под конец мы задаем вопрос о многоженстве. В одной из статей об Исхакове утверждалось, что в его книге будет описано, как заниматься любовью одновременно со многими обитательницами гарема.
— По поводу одновременности я ничего не слышал. Похоже, это не было принято. А многоженство в Татарстане есть и сейчас. Многие мужчины живут с несколькими женщинами, и те знают об этом. Просто это не рекламируется и не анализируется статистикой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus