Решение руководства Киргизии о превращении американского транзитного центра в аэропорту "Манас" в гражданский транспортный хаб официально свидетельствует о переориентации республики на российские проекты в области безопасности, полагает генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов
Руководство Киргизии не будет продлевать договор о дислокации в республике американского центра транзитных перевозок после 2014 года, заявил пресс-секретарь президента Киргизии Кадыр Токтогулов. Сейчас Бишкек работает со своими партнерами, в числе которых Россия, США и другие страны, над созданием в аэропорту "Манас" гражданского транспортного хаба, который должен начать функционировать через два года.
Ожидается, что 17 января в Бишкеке пройдут переговоры госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. Не исключено, что на встрече будет обсуждаться и вопрос о базе "Манас".
Что нужно для превращения военной базы в гражданский центр транзитных перевозок, "Голосу России" рассказал генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.
- Уход американцев из Киргизии означает переориентацию военного сотрудничества Бишкека на Россию?
- Я бы не торопился с окончательными выводами. Впервые решение о ликвидации базы в Манасе было принято в правление Курманбека Бакиева. Как мы видим, за прошедшие 6-7 лет ситуация если и поменялась, то не слишком динамично.
Конечно, формально это заявление означает, что Бишкек окончательно переориентируется на модули безопасности, предлагаемые российской стороной. Но одновременно мы видим, что американцы продолжают и будут продолжать давление на официальный Бишкек с тем, чтобы найти лазейку и сохранить американский военный объект на территории Киргизии.
- 17 января предстоят переговоры Роберта Блейка с президентом Киргизии. Блейк, наверное, будет убеждать оставить базу?
- Безусловно, и ссылаться, я думаю, на то, что после вывода войск коалиции в 2014 году изменятся роль и значение любых транзитных точек, находящихся на территории Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Они важны не с точки зрения американского военного присутствия в регионе, а с точки зрения избавления от общей беды и возможной активизации угрозы со стороны движения "Талибан".
Аргументы, я думаю, будут предложены самые разные. Посмотрим, какова будет оценка этих переговоров в киргизских СМИ, что скажут официальные представители Киргизии, прежде всего сам президент Алмазбек Шаршенович Атамбаев.
- Какой сейчас расклад в азиатских государствах, бывших республиках СССР? Военные позиции России по-прежнему сильны?
- Я думаю, что в Таджикистане и Киргизии идет процесс усиления сотрудничества в военно-технической сфере, в сфере безопасности. Узбекистан, выйдя и ОДКБ, сделал свой выбор, на мой взгляд, это более тесное сотрудничество с Западом, прежде всего с США.
Казахстан - это один из стержневых элементов ОДКБ и интеграционных проектов. Туркмения находится в стороне и от американской помощи, и от участия в интеграционных структурах вместе с Россией.
Получается, что из пяти стран региона три в целом готовы к сотрудничеству с Россией. Значит, пока сохраняется преобладание российской модели безопасности. Но это очень динамично меняющийся процесс. Как говорил герой знаменитого фильма, "восток - дело тонкое".
Источник: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/101250375.html
Правила комментирования
comments powered by Disqus