Трудовая миграция стала неотъемлемой частью жизни многих кыргызстанцев. Потребность в лучшей жизни, а чаще в куске хлеба, вынудила сотни тысяч граждан КР выехать в страны ближнего и дальнего зарубежья. В основном кыргызстанцы едут на заработки в Россию и соседний Казахстан. О проблемах трудовых мигрантов в России, о роли диаспор кыргызов и их лидеров в интервью «ВБ» рассказала глава общественного объединения «Инновационные решения», социолог Гульнара Ибраева.
Она отметила, что на недавнем форуме «Мекендештер», который прошел с участием государственных служащих высокого ранга, аналитиков, экспертов, говорилось о том, как государство должно работать с мигрантами и какая от этого должна быть польза.
- Как складываются отношения внутри диаспоры, между самими кыргызстанцами?
- Из истории мы знаем, что европейцы, японцы, китайцы, которые эмигрировали в США, интегрировались в американское сообщество медленно. И внутри диаспор происходили неправовые вещи.
Мы провели исследование среди мигрантов из КР, работающих в Екатеринбурге, которое показало, что то же самое происходит и в сообществах кыргызов за рубежом.
- В чем это выражается?
- Принимающая страна старается не проникать в диаспору, пока она не угрожает окружению. А внутри может твориться что угодно. Может быть и самосуд. Известно много случаев, когда в той же Москве женщин избивали, насиловали и выставляли к позорному столбу мужчины-соотечественники.
В рамках исследования в Екатеринбурге мы узнали множестве фактов криминального характера, которые происходили в диаспорах. Подчеркну, что такая диаспоральность условна, поскольку люди в них объединены по этническому признаку. Но едины ли они на самом деле, сложно сказать. Да, в этих диаспорах люди знают друг друга и как-то общаются. Однако если кому-то из мигрантов удается разбогатеть (с точки зрения других), встать на ноги, то чаще всего свои же его рэкетируют, применяют к нему пытки.
- Вы сказали о случаях, когда женщин избивали, насиловали и выставляли к позорному столбу мужчины-соотечественники. Это уже тенденция?
- В документальном фильме «Азаттыка» одна женщина говорила о том, что наблюдается негативная тенденция среди молодых кыргызов. Она рассказала, что увеличилось число молодых людей из КР, которые на что-то живут, хотя и не работают. Они занимаются непонятными вещами. По ее словам, участились случаи, когда к девушкам-кыргызкам, сидящим в кафе, подходит группа парней и требует, чтобы те их угостили. И если девушки не соглашаются, то они им угрожают словами: «Хочешь повторить судьбу Сапаргуль?» (видео, выложенное в Интернет в 2013 году, в котором девушку по имени Сапаргуль избивали представители некоего движения «Патриот». - vb.kg). То есть так называемые «патриоты» являются самыми настоящими вымогателями.
- Какова роль диаспор в таких ситуациях?
- Жизнь трудового мигранта на чужбине и так сложная. Если диаспоры не просто пытаются сохранить культурную идентичность, но и берут на себя политические и иные мандаты, то они становятся барьером на пути к интеграции трудового мигранта в сообщество. Но есть и другая проблема. Часто диаспоральные лидеры являются частью теневого рынка по нелегальному пребыванию наших граждан, делая на них деньги. Это беспроигрышный и не рискованный вариант. Ведь малоинформированный и бесправный человек не станет никуда жаловаться. Лидеры диаспор также пользуются сетями доверия. Люди, приезжая в другую страну, скорее обратятся к своим. Поэтому спрос не иссякает. Даже процедуру легализации или оформление других узаконивающих документов, они проводят, нередко используя коррупционные схемы.
- Насколько лидеры диаспор популярны среди мигрантов?
- Чтобы стать лидером диаспоры, как и лидером НПО, нужно не так много. Во время исследования в Екатеринбурге мы встречались с лидерами национальных культурных центров, которые говорили, что местные власти стараются воздействовать на мигрантов через диаспоры.
Но мы общались и с самими мигрантами. Несмотря на то, что наше исследование не имело репрезентативной выборки, подавляющее большинство опрошенных не имеют даже представления о том, кто такие лидеры диаспор, каковы их функции и что они делают. Более того, они не надеются, что им помогут. Если у них есть проблемы, то они чаще обращаются в консульство.
Опрос также показывает, что если мигрантов обманывают, нарушают их права, то зачастую они просто никуда не обращаются. Они никому не доверяют и даже не думают, что им могут помочь. Поэтому когда говорим о диаспорах, мы должны серьезно подумать, какова должна быть роль государства, должно ли оно укреплять диаспоры, для чего это нужно, какие функции должны быть возложены на диаспоры и для каких целей.
- Но нельзя, наверное, всех стричь под одну гребенку…
- Если диаспору рассматривать с точки зрения клуба интересов, то они хороши. Но если бы они были заинтересованы в улучшении положения трудовых мигрантов путем информирования, обучения, то это уже другое.
Однако действительно есть некоторые диаспоры, которые помогают соотечественникам. К примеру, «Замандаш» взял на себя обязанность по вывозу груза-200. Но нельзя сказать, что расходы по доставке умерших на родину, покрываются исключительно данным объединением. Никто не знает, сколько государство вкладывает, сколько сам «Замандаш» и сколько собирают у трудовых мигрантов. Однако большинство мигрантов знают, что в таких ситуациях «Замандаш» действительно может помочь.
Что еще делается? Раз в год на Нооруз национальные культурные центры организуют фестивали, празднования, которые ставятся в «общую рамочку».
В повседневной жизни трудно сказать о роли этих центров. И честно говоря, большее количество людей, которых мы опрашивали, говорили о том, что они предпочитают не быть связанными со своими региональными, родственными и другими этническими группами.
- Почему?
- Люди устают. Мы встречали женщин, которые говорили, что вначале были вызваны в Москву или Санкт-Петербург своими братьями, сестрами, дядями, тетями. Они там поработали и потом переехали, потому что у «тех своя семья и свои дела». Действительно, человеку сложно находиться 24 часа под прессингом. Для сельских женщин, особенно молодых, которые выезжают на заработки, опыт трудовой миграции – это комплекс и хорошего, и плохого.
- В чем плюсы и минусы для женщин в трудовой миграции?
- Женщины, понятно, очень уязвимы. Их права могут нарушаться, они могут подвергаться дискриминации, насилию. Но, с другой стороны, для них трудовая миграция – это невероятный опыт эмансипации. Представьте себе: молодая девушка из традиционной семьи, которая всегда следовала указаниям родителей, братьев и сестер, становится самостоятельной. Она сама решает каждодневные вопросы о том, как жить, что выбирать и т. д. Конечно, этот опыт эмансипации, когда женщина учится зарабатывать, жить самостоятельно, тяжело дается. Но вместе с ним приходит еще и возможность выбора, в том числе и в брачном вопросе. И это тоже, на мой взгляд, позитивный момент. У женщины должна быть возможность делать более качественный выбор. И возможность сравнения и выхода за рамки ограниченного регионального, локального брачного рынка, также является большой свободой. Понятно, что обретение этой свободы, становится угрозой для мужчин, которые приезжают с локальных рынков. Потому что они-то не так востребованы и популярны на внешних рынках, в частности брачных. И отсюда, с нашей точки зрения, попытка шельмовать мигранток, говорить, что они падшие и так далее. И дискуссии на тему о том, чтобы не выпускать женщин за пределы страны, неслучайны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus