Ведущий научный сотрудник Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента-Лидера Нации, специалист по Китаю Руслан Изимов, считает, что облегченная для китайских граждан процедура, вполне оправдана с точки зрения развития указанного Международного Центра приграничного сотрудничества «Хоргос».
«Известно, что казахстанская и китайская стороны вложили большие средства для того, чтобы его построить. Прошло более двух лет, с момента завершения первой стадии строительства. Но, по планам, Центр начнет функционировать в полную мощность только в 2018 году, когда все запланированные инфраструктурные и производственные объекты будут сданы в эксплуатацию. Так вот, по этому плану, на второй стадии строительства Центра «Хоргос» основной упор будет делаться на частные инвестиции. Исходя их этого, вполне вероятно, что власти КНР решили упросить въезд для своих граждан, для того, чтобы простимулировать крупных китайских коммерсантов и производителей обратить внимание на новый «Центр», — полагает эксперт.
Китайско-казахстанский международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» официально сдан в эксплуатацию в апреле 2012 года. «Центр» создан по совместной инициативе лидеров государств Китая и Казахстана, с задумкой, что он послужит выведению китайско-казахстанских торгово-экономических связей на новый уровень развития.
В первом квартале 2014 года товарооборот составил почти 5 млрд долларов США, показав рост — 11%, экспорт в КНР составил 3,5 млрд долларов США, а импорт из КНР — 1,4 млрд долларов. Более того, Главой Казахстана были поставлены цели по увеличению торговли с Китаем до 40 млрд долларов США к 2016 году.
Быть ли Дордою?
Между тем, встает другой вопрос — главной реэкспортной точкой китайских товаров в регионе был рынок «Дордой» в Бишкеке (Киргизия), какова его судьба? Особенно вопрос актуален, в свете того, что Киргизия намерена вступить в ТС и ЕАЭС до конца года, членом которых уже является Казахстан. И на повестке дня вступления страны в объединение одним из главных вопросов был — судьба «Дордоя».
Руслан Изимов считает, что данная мера не окажет влияния на функционирование рынка Дордой.
«Естественно, более простая процедура торговли в „Хоргос“ будет стимулировать определенную часть китайских бизнесменов. Но, присутствующие на Дордое китайские коммерсанты вряд ли сменять „место работы“ на необжитый пока Хоргос. Ко всему прочему нельзя забывать, что Казахстан в отличие от Кыргызстана все еще не стал членом ВТО», — считает специалист по Китаю.
Иной точки зрения придерживается доктор права университета Глазго, партнер в Stern Advisory Group (Великобритания) и East West Bridges Consulting Виктор Абрамкин. По его словам, возросшая торговая активность Хоргоса — это прямой удар по позициям Киргизии.
«Судите сами: если среднестатистический посетитель центра в день тратит 8 тысяч юаней на покупки, а это 1300 долларов, да еще беспошлинно без визовых ограничений, это уже серьезно. Настолько серьезно, что Киргизия практически лишается позиции ключевого реэкспортера в ТС. Если же еще учесть, что Китай, как сообщается, собирается отменить визовые ограничения гражданам РК и отменить коллективные визы, удар становится еще сильнее. Ну а переход в торговых расчетах с Россией на внутренние валюты и явное стремление Пекина заменить опустевшие в связи с санкциями ниши, это тоже немаловажный момент. Иными словами, Киргизии остается лишь спекулировать своим геополитическим положением, иной привлекательности для любого, в том числе и таможенного, союза с РК и Россией я не нахожу» — подчеркнул специалист.
В тоже время казахстанский аналитик, экономист, Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов рассказал, что Киргизия уже вовсе не является экономически привлекательной для ТС и ЕАЭС.
«КР экономически сегодня вообще не нужен в ТС. С Дордоем или без. Считаю, что экономически Киргизии ТС больше нужен, чем объединению Киргизия. Для РФ и Казахстана Киргизия нужна в качестве „подушки безопасности“, важен сильный и стабильный партнер на южных границах. Понятно, что формально и ТС и ЕАЭС не политические объединения, но экономические связи не менее важны (а может даже и более) и вступление КР в ТС по сути явится четким знаком миру в приоритетах внешней политики этой страны. В условиях эскалации противостояния Запада и БРИКС считаю это наиболее сильным из возможных реальных шагов со стороны киргизского руководства» — полагает экономист.
Между тем, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» является частью, более глобально стратегического проекта: Новый Шелковый путь — из Китая в Европу, в частности через Казахстан именно сухопутным путем. Известно, что уже построена дорога «Жетыген — Қорғас» и тем самым был проложен путь на рынки Китая. Главное преимущество проекта в том, что помимо увеличения грузопотока, значительно сокращаются и сроки доставки.
В то же время Казахстан и Киргизия связаны железнодорожным сообщением, и здесь можно было бы предположить, что «Хоргос» и «Дордой» могли бы поделить сферы влияния и работать на объем, в особенности, если официальный Бишкек подпишет договор о вступление в ТС, ЕЭП и ЕАЭС в обозначенные сроки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus