90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как беженцы из Донецка живут в Кыргызстане

25.08.2014 08:58

Общество

Как беженцы из Донецка живут в Кыргызстане

Практически весь периметр светло-зеленой комнатки четыре на три метра занимает одеяло на полу. В остальной же части гостят два небольших стула и стол с малюсеньким телевизором. На пороге тебя встречают два чемодана, куда, кажется, может поместиться все то, чем обставлено пространство.

Все здесь будто наполнено свежим ветром, который проникает внутрь, заставляя постукивать пластиковую входную дверь. На кухонном столе с электрической печкой скоро закипит вода в советской эмалированной чашке, и я смогу пить чай в течение интервью.

Этот новорожденный домашний мир принадлежит Ане с Александром, которые еще два месяца назад жили на востоке Украины Донецке. Несмотря на скромность своего жилья, Александр с гордостью пригласил меня к себе домой для беседы…

Новая жизнь в обмен на расставание с близкими

Свою историю украинцы начали с тети Нади, которая приютила их у себя дома в Бишкеке, после того как молодая семья бежала с Донецка. В столице Кыргызстана они уже с 27 июня. Пока ни о чем не жалеют.

«На тот момент все казалось красивым, цветущим – плыли облака, было чистое небо. Но мы понимали, что это просто затишье перед бурей. Ты себя ощущаешь следующим в стране глухонемых и слепых», – вспоминает Александр.

На побег из Донецка повлияли прогнозы, которые молодожены узнавали из аналитических сводок после начала боевых действий в Украине. Однако собирали свои вещи супруги во время временного перемирия между властью и ополченцами. Они понимали, что ситуация в стране будет становиться хуже и таким образом постарались обезопасить себя. Аня и Александр не смогли вывезти из страны своих родных, так как их беспокойство воспринималось как простая паника.

«Родители не очень одобрили наше решение (покинуть Украину), но все же пришли с нами проститься на вокзал и долго плакали», – с грустью говорит Аня.
Через несколько дней после побега из Донецка перемирие в городе было досрочно прекращено и вокруг стали бомбить…

Почему Кыргызстан?

Сейчас часть родных находится в России у родственников, а часть – в одном из сел западной Украины. В Донецке продолжает жить отец Ани, который остался там из-за своих уже неходячих 90-летних родителей.

«У нас уже нет надежды на то, что там (в Украине) нам еще что-то принадлежит. Разбомбят, значит разбомбят, уцелеет, значит уцелеет. Просто боимся за родных, за бабушек и дедушек. Дай бог, что бы не дошли до туда военные действия», – рассказывает Аня.

Вопрос о том, чтобы в Кыргызстан когда-то смогли переехать родители Ани и Александра, даже не стоит. Супруга с улыбкой говорит, что для ее близких – это просто нонсенс и что-то близкое к фантастике.

Однако для бежавших украинцев Кыргызстан считается очень перспективным и близким по духу. Они вспоминают, что выбор страны для новой жизни был небольшой – либо Индия, либо Кыргызстан – государства, которые когда-то Александр немного узнал во время командировок.

Кыргызстан оказался приоритетнее из-за имеющихся друзей и знакомых. К тому же молодожены считают эту страну открытой для малого бизнеса – Александр надеется, что они с женой откроют небольшой бизнес после того как встанут на ноги.

«Мы с Аней люди довольно свободолюбивые, мы хотим работать на себя, а не приехать в Россию и работать на заводе, осуществляя мечту какого-то дядечки. Мы привыкли делать свою мечту, создавать и реализовать», – поясняет Александр.

О ситуации в Украине

Военные события в Украине Александр с Аней не считают народными. По их словам, это крупная игра транснациональных компаний Шеврон (Chevron) – вторая после ЭксонМобил (ExxonMobil – интегрированная энергетическая компания США) – и Роял Датч Шелл (Royal Dutch Shell) – нидерландско-британская нефтегазовая компания – которым когда-то продал земли Виктор Янукович, четвертый (предпоследний) президент Украины.

«При Януковиче раскручивали идею добычи сланцевого газа, но народ тогда очень жестко взбунтовался, так как добыча газа подразумевает какие-то взрывы под землей – это разрушило бы пласты и ядовитые вещества пошли бы в подземные воды, колодцы», – считает Александр.

«Получается, что Донецк на десерт оставили. Донецк будет в кольце. Сейчас уже там все бомбят», – рассказывает супруга Александра.

Владимира Путина (президент России), Барака Обаму (президент США) и Пётра Порошенко (новоизбранный президент Украины) семья называет «марионетками с шахматной доски».

Война в Украине – это причина, чтобы «убить людей, либо заставить их покинуть страну для спокойной добычи сланцевого газа». По прогнозам мужа Ани, Украину будут продолжать «расчленять», и каждая заинтересованная сторона «сможет взять свое».

«Это глобальный грабеж. Польша претендует на свои территории, Венгрия на свои, Румыния на свои. Европа заявляет, что должна получить компенсацию в виде земель, которые ранее принадлежали ей», – поясняет Александр.

Судьбу Донецкой и Луганской областей ему предположить сложно, но «мирно жить там не будут», так как «невозможно простить за убийство детей и женщин». Касательно присоединения Крыма к России Александр с Аней считают, что референдум прошел в интересах сограждан этой страны, так как в Крыму проживает больше этнических русских – они помнят севастопольские события.

Донецк

О начале военных действий вокруг главного города Донецкой области Аня с Александром вспоминают с тяжестью. Несмотря на то, что всё функционировало в обычном режиме, «атмосфера города была подавлена». Супруги рассказывают, как еще за несколько недель до взрывов вокруг Донецка они могли спокойно покупать новую мебель в дом.

Александр со страхом говорит о том, как ему впервые пришлось с другом почувствовать запах пороха и трупов, который доносился ветром из окраины города после бомбежки. Также он рассказывает, что приходилось видеть, как земляки живут без газа, воды и света – много было разбомблено.

Аня вспоминает, что из-за доносившейся канонады «дудуф, дудуф», очень боялась покидать дом и отпускать мужа на работу. Из-за всех этих вещей молодой семье пришлось в спешке увольняться и бросать свой небольшой бизнес в Донецке.

«Люди там (в Донецке) говорят, что нас будут вырезать, либо будут стычки. То есть там остались люди, кого достало насилие и непонятные группы (чвк – частно-военные компании). Есть также и люди, про которых говорят ДНР – кто часто грабит. То есть сейчас там управляемый хаос. Это игрище, и в эту воронку мы не хотели с женой затянутся», – поясняет Александр.

Поэтому он принял решение: раз родные отказались от переезда в другое место, Александр должен спасти себя и свою жену.

«Я – мужчина, у меня выворачивались все кишки, когда я видел, как убивали людей и представлял как моя жена будет жить среди трупов либо заживо сгорит», – поясняет Александр.

Начало: Жизнь в Кыргызстане

После одного месяца проживания у своей знакомой Александру удалось найти работу и они с супругой стали снимать комнату за пять тысяч сомов.

«С предыдущего места нас никто не гнал, просто мы понимали, что не хотим утруждать своими заботами и нужно становится самостоятельными», – рассказывают бежавшие украинцы.

Сейчас Александр зарабатывает тем, что массажирует спортсменов Кыргызстана. Чтобы быстро найти работу ему пришлось снизить свою ставку практически вдвое по сравнению с ценами Бишкека. Аня говорит, что пока вынуждена сидеть дома, так как работу найти не может, хотя имеет два высших образования – экономическое и менеджмент.

«Найти работу по моим специальностям очень сложно, нужно время. Но я поняла как важно уметь что-то делать руками, что может быстро помочь тебе найти заработок», – считает девушка.

Жена Александра говорит, что с удовольствием бы записалась на курсы в салон красоты, но на это пока тоже нет финансов. Денег, которые зарабатывает муж, им едва хватает на оплату комнаты и базовых продуктов.

Условия проживания также оставляют желать лучшего – из-за холода и отсутствия горячей воды молодоженам приходится купаться в холодной воде у себя в комнате. Аня с грустью достает из под стола, за которым мы пили чай, два больших тазика с ковшиком… здесь им и приходится мыться.

«Я маленькая, помещаюсь в тазик, беру ковшик и обливаюсь, а Александру не совсем удобно, поэтому, когда везет, он идет купаться у знакомых», – рассказывает Аня.

Чтобы набрать в тазик холодной воды, она ежедневно платит дополнительно десять сомов, что «очень бьет по карману».

«Недавно тут сделали душевую и теперь просят платить по 20 сомов с человека. Говорят, что когда проведут горячую воду, искупаться будет стоит 100 сомов с человека», – добавляет супруга Александра.

Таким образом, купание в горячей воде для нее с мужем потихоньку «становится роскошью».

На все трудности молодожены уже смотрят с привычкой и говорят, что сейчас им главное знать, что происходит в Украине и держать связь с близкими. Пока они делают это при помощи редких звонков с мобильника – оплата за которые им дается тоже очень тяжело.

«В целом, цены на мобильную связь и интернет очень высокие, в отличие от украинских. Это для нас, конечно, было очень диким, потому-то у нас в стране интернет очень доступный, это не считается предметом роскоши, для нас это как пользование туалетом», – говорит Аня.

Новости о событиях в стране семья в основном узнает по крохотному телевизору, который им недавно одолжили знакомые. Чтобы как-то помочь информацией и я с собой принесла на интервью сводку новостей, которую супруги с радостью взяли. Они рассказывают, что стараются читать новости из разных источников, так как именно так можно понять кто лжет.

«Когда смотришь все это, понимаешь, что Россия подает со своих интересов, Украина со своих, Европа со своих. Когда все читаешь, то анализируешь и понимаешь, что независимой прессы нет. Каждый преследует свою цель в глобальной игре», – с грустью заканчивает Александр.

Мечты начинают сбываться

Сейчас Аня с Александром собирают документы для получения статуса беженцев. Они верят, что через несколько лет смогут накопить деньги и купить собственное жилье на окраине Бишкека, так как очень любят и восхищаются природой Кыргызстана.

Аня со смехом рассказывает как ее муж начинает учить кыргызский язык и иногда использует новые слова в своих шутках. Выучить кыргызский Александр нацелен серьезно, так как считает, что знание любого языка никогда не лишнее.

Через несколько дней после интервью украинцы отправились на Иссык-Куль, куда супруга Ани пригласили по работе. Однако для них это будет не просто рабочая поездка, но и дата годовщины свадьбы. Девушка же с улыбкой на лице призналась мне, что совсем недавно тайно загадала желание – встретить годовщину совместной жизни с мужем именно на Иссык-Куле…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Владимиром Путиным

25.08.2014 08:58

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
$27,97 млрд

золотовалютный резерв Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30