В конце августа 2014 г. на внеочередном заседании парламентской фракции «Ата Мекен» министр внутренних дел Абдылда Суранчиев признался, что в борьбе с оргпреступностью силовики проигрывают, а криминал проник во все ветви власти. Глава МВД даже обнародовал список, депутатов и чиновников, подозреваемых в причастности к организованным преступным группировкам (ОПГ).
В списке более 20 человек. Среди них депутат Жогорку Кенеш от партии «Ар-Намыс» Бакытбек Джетингенов, аким Джайылского района, а также депутаты местных органов самоуправления от таких партий как «Ата Мекен», «Республика», СДПК. Некоторые из них имеют судимость, а некоторые привлекались к уголовной ответственности за убийство. Также в списке фигурируют лица, являющиеся родственниками другим членам ОПГ.
Тема политической субъектности криминала, его проникновение во власть – отнюдь не новая для Кыргызстана. Достаточно напомнить недавнюю историю с освобождением «вора в законе» Азиза Батукаева, отбывавшего наказание за убийство депутатов Жогорку Кенеш. Помимо того, что общественность требует экстрадиции задержанного в России Батукаева, оппозиция постоянно муссирует эту тему, обвиняя в продажности высокопоставленных чиновников Кыргызстана, причастных к освобождению «вора в законе».
Похоже, за конкретно инициативой министра МВД стоят не только электоральные амбиции «Ата Мекен» и других партий, в том числе и провластной СДПК, но и желание власти усилить давление на криминал. Предполагалось, что информация будет иметь эффект разорвавшейся бомбы, однако этого не произошло. Как отметили эксперты в Кыргызстане, если бы МВД опубликовало список судимых депутатов Жогорку Кенеш, то там бы оказалось немало депутатов.
Более того, некоторые его политического оппоненты обвинили самого Омурбека Текебаева в пособничестве криминалу. Впрочем, Текебаев – хитрый лис, который и дальше будет раскручивать эту тему, так как считает, что она выгодна ему в преддверии выборов в Жогорку Кенеш.
Впрочем, тема на самом деле актуальная и предложение «Ата Мекена» вписывается в общую концепцию укрепления государственности, провозглашенную Президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым. Всем очевидно, что необходимо укреплять государственность, в том числе искореняя криминал из власти, перекрывая ему возможность политической субъективации. Однако созданы ли для этого условия?
Несомненно, криминал в Кыргызстане оказывает важное влияние на властно-управленческие конфигурации. В качестве примера можно привести фактор ошского авторитета Кадыра Досонова, известного по прозвищу
«Дженго», который, по некоторой информации, оказывал серьезное давление на бизнес активы и политические интересы экс-мэра Мелисбека Мырзакматова, что играло на руку действующей власти.
В стране, с нестабильной социально-экономической ситуацией у государства просто катастрофически не хватает ресурсов для борьбы с криминалитетом, и тот, в свою очередь, постоянно распространяет свое влияние. Кстати, проникновение криминалитета во власть зачастую сочетается со сращиванием ОПГ с религиозными организациями, в том числе и экстремистскими, что представляет собой реальную угрозу власти.
Ведется ли реальная работа кыргызстанской власти для борьбы с ОПГ? Публикация данного списка министром МВД к такой работе вряд ли может быть причислена. Признать человека членом ОПГ может только суд. По-сути, речь шла лишь о лицах, стоящих на оперативном (информационном) учете.
Вполне возможно и не стоит судить об этом списке сугубо в конъюнктурно-электоральном контексте. Поэтому можно приветствовать публикацию такой информации министром МВД. С другой стороны, возникает вопрос, почему не слышно об уголовных делах? Это явно требует официальных разъяснений.
Отмечу, что сам вопрос был поднят на фоне активизации политических партий в регионах. Не имея возможности предложить конструктивную повестку своим избирателям, партии выбирают стратегию дискредитации своих противников и организуют войну компроматов.
Однако проблема имеет и интеграционное измерение. В частности, эксперты в Астане и Алматы неоднократно высказывали опасения относительно того, что вхождение Кыргызстана в Таможенный союз и, особенно, Евразийский экономический союз приведет к криминализации Казахстана.
Что ж, похоже, властям Кыргызстана действительно пора активней бороться с криминалом во власти, тем более что это полностью отвечает стремлению Президента страны укрепить государственность и развивать евразийскую интеграцию.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Электоральное значение криминала в кыргызстанской политике
Показать все новости с: Алмазбеком Атамбаевым , Омурбеком Текебаевым
Материалы по теме:
-
Атамбаевцы от Атамбаева недалеко падают
-
Прощай, "Азаттык": Рупор пропаганды США остается под новой вывеской
-
Очередное пришествие Атамбаева явно готовится
-
-
Так ли страшны американские санкции...
26.07.2023 10:00
-
Многовекторность и русофобия: продолжит...
15.01.2022 19:02
-
-
Ташиев снял свою партию, а Атамбаев - нет
-
Биолаборатории США будут разрабатывать в Кыргызстане биологическое оружие?
-
Кровавые мальчики временного правительства
-
Об экономике, политике и сложностях преподавания современной истории Кыргызстана
-
Президент и народ - защита Ташиева
-
Захочет ли народ назвать что-нибудь в Кыргызстане именами президентов?
-
Ташиев зря свой хлеб не ест
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович61 год
-
Сатпаев
Досым Асылбекович51 год
$4 млрд 212,4 млн
внешний долг Кыргызстана
Правила комментирования
comments powered by Disqus