Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) планирует расширение. Она стремится стать альтернативой западным международным организациям. Но достаточно ли у ШОС ресурсов?
11 сентября в таджикском Душанбе стартовал 14-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Принимать участие в этом двухдневном форуме будет президент России Владимир Путин, а также его коллеги из Китая и Ирана - Си Цзиньпин и Хасан Роухани.
Одним из первоочередных на саммите будет вопрос расширения организации: ее ряды хотят пополнить Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Прежде эти страны обладали лишь статусом наблюдателя. Если расширение ШОС произойдет, в распоряжении организации окажется почти 20 процентов мировых запасов нефти и 50 процентов - газа. Кроме того, ШОС будет репрезентировать около половины всего населения земного шара.
Неизвестная Западу организация
В западных СМИ этой организации уделяют мало внимания. Даже масштабные военные учения ШОС, в которых в августе этого года приняли участие 7 тысяч солдат, не вызвали особого интереса.
Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году, ее членами являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Изначально организация создавалась с целью уменьшить напряжение в регионе. Неслучайно в Хартии ШОС, принятой в 2002 году, среди целей организации называется укрепление "взаимного доверия". Кроме того, центральное место занимает борьба с так называемыми "тремя силами зла": терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также экономическое и техническое сотрудничество.
Схожие интересы России и Китая
Россия и Китай стремятся к стабильности, прежде всего - в собственных двухсторонних отношениях, считает Энрико Фельс (Enrico Fels) из Центра глобальных исследований Боннского университета. "В то время как Россия теряла влияние в Центральной Азии, Китай его приобретал. Возникла необходимость координировать интересы", - рассказал DW эксперт. По его словам, ШОС снизила напряжение между двумя доминирующими силами в регионе.
Центральная Азия стратегически важна для России и Китая. По словам Фельса, Москва чувствует угрозу из-за расширения НАТО и Евросоюза. В свою очередь Китай, который сильно зависит от своих портов, усматривает давление со стороны США, Японии и Филиппин. Эксперт подводит итог: "Обе страны чувствуют внешнюю угрозу и в Центральной Азии должны держаться вместе, чтобы противостоять давлению".
Стабильность в регионе необходима и для защиты экономических интересов Москвы и Пекина. Обе страны нуждаются в работающей инфраструктуре: нефтепроводах и железной дороге. Китай импортирует газ и нефть из России и Центральной Азии и одновременно является крупнейшим производителем товаров в регионе. Наконец, и Пекин, и Москва не хотят, чтобы военные базы в Центральной Азии, как это было ранее, предоставлялись в пользование Западу и особенно США.
Интересы стран Центральной Азии
Как подчеркнула в интервью DW эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment), страны Центральной Азии не придерживаются какой-то единой позиции, их интересы отличаются. По ее словам, в то время как Киргизия и Таджикистан зависят от России в экономическом и военном плане, Туркменистан, который не входит в ШОС, пытается по возможности сохранять нейтралитет. Узбекистан подвержен сильным политическим колебаниям и склоняется то к России, то к Китаю. Руководство Казахстана настроено пророссийски, но, по словам Эшмент, сейчас напряжение усилилось. Как считает эксперт, казахи опасаются слишком сильного вмешательства России, а в худшем случае - украинского сценария с аннексией севера страны, где в Казахстане проживает много россиян.
Что касается Китая, то он в регионе, прежде всего, рассматривается в качестве инвестора. "Китай выгоден руководству центральноазиатских стран, так как он, в первую очередь, преследует экономические интересы", - говорит Эшмент.
Противовес Западу или дискуссионный клуб?
То, что связывает страны ШОС - как ее членов , так и наблюдателей - это неприятие мировой политики, в которой, на их взгляд, доминирует Запад. Штаб-квартиры ООН, Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) находятся в США.
"Страны ШОС, как и страны БРИКС, создавшие собственный банк развития, хотят стать глобальным противовесом, - рассказывает Фельс. - Они пытаются создать альтернативные международные организации. Но я не думаю, что ШОС превратится в "анти-НАТО" или "вооруженный ОПЕК".
По словам эксперта, структура ШОС более обширная и охватывает не только военное, но и экономическое сотрудничество. В то же время, по мнению Фельса, в действиях организации мало конкретики, дальше заявлений о намерениях и военных учений дело пока не зашло - для чего-то большего ШОС недостаточно оснащена. "Они хотят сотрудничать и действовать геостратегически. Вопрос в том, сколько ресурсов они на это выделят?", - говорит эксперт. Кроме того, по его словам, принцип невмешательства, играющий значительную роль во внешней политике Китая, может сочетаться с международной организацией только до определенной степени. Когда в 2010 году в Киргизии произошли межэтнические столкновения между узбеками и киргизами, ШОС посчитала нужным остаться в стороне.
Правила комментирования
comments powered by Disqus