Новый политической сезон в Кыргызстане начался с отставок в кабинете министров
Какие партии, такое и правительство
В неэффективно действующем кабмине, который пока не оправдывает возложенных на него вопросов по стабилизации социально-экономической ситуации в стране начались перемены.
Правда, пока отставки коснулись только двух ведомств, но в политических и медийных кругах говорят о более широком списке чиновников, которые могут освободить свои министерские кресла. Самый ожидаемый был уход главы ведомства отвечающего за культуру и туризма Камилы Талиевой. Приход на данный министерский пост бывшей соратницы Феликса Кулова вызвал негативную реакцию среди многих деятелей культуры. Затем действия на посту министра стали негативно оцениваться в СМИ, Понятно, что лично Джомарт Оторбаев вряд ли пригласил Талиеву в кабмин учитывая ее деятельность на предыдущем посту вице-премьера по социальным вопросам, которая оставляла желать лучшего. Но для Кулова видимо было спокойней, что бывший депутат от фракции «Ар-Намыс» будет находится не в парламентском кресле, а в министерском. Достаточно вспомнить, что ранее Камила Талиева претендовала на пост лидера фракции. Однако подобные парламентские интриги явно не пошли на пользу социальному и культурному секторам страны.
Уход главы МВД Абдылды Суранчиева ряд экспертов также связывает с тем, что главный милиционер Кыргызстана сделал сенсационные на недавнем внеочередном заседании профильного комитета ЖК, публично огласив фамилии депутатов местных и городских кенешей, чиновников, которые могут иметь прямое отношение к организованным преступным группировкам и в свое время либо привлекались к уголовной ответственности. Такой шаг вряд ли остался бы без заинтересованных оценок Жогорку Кенеша, поскольку Суранчиев затронул не только отдельных функционеров, но и стоящий за ними имидж и репутацию партий.
Впрочем, поступок министра вызвал в обществе противоречивые оценки. По мнению одних, Абдылда Суранчиев наконец открыто обозначил влияние криминала на власть, по мнению других министр выдал предполагаемые факты за реальные и таким образом кроме медийного эффекта данная информация не имела особого значения. В целом Суранчиев работал не хуже или лучше его предшественников. Эксперты уже долгое время указывают на то, что правоохранительная система страны нуждается в коренных преобразованиях, но возглавляющие МВД выходцы из этой системы не в состоянии провести данные реформы.
Однако вопрос заключается сегодня в том, что остановится ли смена министров только на двух ведомствах. В медиа-пространстве и в популярных социальных сетях активно обсуждаются еще ряд кандидатур «на вылет» из состава правительства. Прежде всего, это глава министерства молодежи, труда и миграции Алиясбека Алымкулов, чье ведомство запомнилось лишь проведением массовых свадеб, но в решении молодежных проблем и стратегической для Кыргызстана миграционной сфере каких либо конкретных шагов предпринято не было. Учитывая, что позиция на предстоящих парламентских выборах трудовых мигрантов имеет не маловажное для партий значение парламентские фракции могут достаточно критически подойти к деятельности министерства, которое впрочем может быть вообще расформировано. Поэтому и отставка Алымкулову и его команде вообще не потребуется.
Против главы министерства энергетики и промышленности Осмонбека Артыкбаева может сыграть холодная погода, которая за последние годы напрямую связана с отключением электроэнергии. Премьер Отробаев все настойчивей констатирует, что зима в плане обеспечения электроэнергии предстоит не легкой для кыргызстанцев. Но еще дальше в своих прогнозах идут эксперты энергоотрасли, особенно те, которые видимо не хотят видеть Артыкбаева на министерском посту, обещая отключения света до 15 часов в сутки. Если такое произойдет, то понятно, что кто – то должен будет нести полную ответственность за подобные катаклизмы. Но произойти такая отставка может не раньше весны, поскольку менять министра накануне отопительного сезона не имеет смысла. То же самое касается и самого правительства, которое вряд ли будет отправлено в отставку.
По мнению политолога Игоря Шестакова, парламентским фракциям некого делегировать в парламент и в новом кабмине вновь окажутся прежние чиновники.
- Партийная система формирования исполнительной власти фактически привела к ее параличу, поскольку премьер-министр, который по Конституции должен определять экономическую и кадровую политику исполнительной власти фактически оказался заложником партийной борьбы за ресурсы страны. Как только прежние премьеры Бабанов и Сатыбалдиев демонстрировали свое виденье в кадровых вопросах кабмина, тут же следовал развал коалиции. Понятно, что лидерам фракций такой подход в формировании не выгоден. Однако в результате подобной кадровой политики крайними оказываются стратегические отрасли экономики и социальный сектор. В правительстве должны быть профессионалы, а не удобные для лидеров партий кадры. Но пока мы видим, что профессиональных менеджеров в партийных организациях нет, - констатирует эксперт.
От парламентской к президентской
Как считает депутат ЖК Дастан Бекешев для эффективной работы правительства в стране должна действовать жесткая и единая вертикаль власти.
- Государством должен управлять один человек, а не сотни. Если мы хотим, чтобы Кыргызстан действительно развивался, а не топтался на месте, то сегодня необходима президентская форма правления. Мировой исторический опыт демонстрирует, что кординальные изменения происходят гораздо быстрее , - заявил парламентарий «Регион.kg».
На его взгляд, парламентская система тоже предполагает развитие, но в данном случае оно происходит слишком медленно.
- Пример Сингапура показывает, что страна может сделать резкий рывок в своем развитии в случае если властные полномочия сосредоточены в одних руках. К примеру, Турция является парламентским государством, но там в законодательном органе присутствует большинство только одной партии. Но в Кыргызстане до такого уровня должны дорасти сами партии. А пока в нашем парламенте заседает пять или десять партий, о каком либо развитии можно даже и не говорить, - полагает депутат.
В тоже время, парламентарий подчеркивает, что при президентской форме правления все зависит от личности, которая приходит к управлению государством.
Правила комментирования
comments powered by Disqus