Свершилось долгожданное: после затяжного пребывания в Москве наш соотечественник Маратбек Эшанкулов наконец возвратился домой, в родную Кызыл–Кию.
“Вечерка” не раз рассказывала о московских злоключениях ныне 27–летнего кыргызстанца, который без малого три года не имел возможности обрести родину. Коллизия, приключившаяся с ним, — настоящий театр абсурда, который, однако, обернулся серьезными моральными и материальными издержками для без вины виноватого парня. Волею судеб ему пришлось попасть в жернова российской следственно–судебной машины, выбраться из которых удалось лишь благодаря настойчивым усилиям адвоката и, наверное, отчасти неослабному вниманию СМИ и общества к этой истории.
Напомним вкратце суть. Маратбек Эшанкулов 1988 года рождения, возвращавшийся из российской столицы в Кыргызстан, 19 ноября 2011 года был снят в аэропорту Домодедово с рейса Москва — Ош. Сотрудники погранконтроля посчитали, что фотография в предъявленном Эшанкуловым паспорте не соответствует внешнему облику кыргызстанца, который к тому моменту после года работы на стройке заметно похудел. Против молодого человека возбудили уголовное дело о незаконном пересечении госграницы России.
В ходе последующих судебных разбирательств было проведено несколько экспертиз, подтвердивших правоту Эшанкулова. Свои выводы в его пользу сделали и специалисты Бюро судебно–медицинской экспертизы Московской области, а также Российского федерального центра судебной экспертизы, которые в свое время идентифицировали останки Николая Второго и его близких. Кроме того, проводились допросы свидетелей, в том числе на территории Кыргызстана, в рамках международного поручения.
Несмотря на все это, обвинение не сдавало своих позиций. Однако 14 апреля нынешнего года Домодедовский городской суд Московской области вынес оправдательный приговор в отношении Маратбека. А 22 июля Мособлсуд, рассмотревший апелляционное представление Домодедовской горпрокуратуры, которая обжаловала этот приговор, оставил его в силе. Вскоре кыргызстанцу вернули изъятый у него при задержании паспорт. Еще спустя некоторое время ему при содействии посольства КР в РФ восстановили миграционные документы, без наличия которых у парня могли опять возникнуть проблемы. После чего счастливый Маратбек смог приобрести авиабилет.
Последние несколько дней перед отъездом он провел в приятных хлопотах. В основном прощаясь с друзьями, земляками, со всеми, кто морально и даже материально помогал ему в течение минувших месяцев и даже лет. На собственные сборы времени не потребовалось — чемодан с вещами давно стоял наготове. С ним Маратбек даже как–то отправлялся на судебные заседания в надежде услышать желанный вердикт и сразу же поспешить в аэропорт.
Незадолго до отъезда Эшанкулов рассказал “Вечерке” о своем житье–бытье в период вынужденного затворничества.
— Но что–то же у тебя было с собой?
— Только справка, выданная дознавателем. Да и та потом истрепалась, пришлось подклеивать в нескольких местах. Ну а после того заседания Домодедовского суда и вынесенного им оправдательного приговора уже поспокойнее стало.
— За счет чего существовал?
— Помогали родители, родственники, друзья. Когда я работал в Москве, по 30 тысяч рублей в месяц получал. Отсылал с каждой зарплаты деньги домой, себе только на самое необходимое оставлял. Но потом, к сожалению, все, что отправлял в Кызыл–Кию, на меня же и ушло. Кроме того, в долги влез, с которыми еще придется рассчитываться.
— А где приходилось жить?
— Снимали с тремя земляками из Кызыл–Кии однокомнатную квартиру. Вместе легче платить за жилье, делить на всех общую стоимость в несколько десятков тысяч рублей. Квартира нормальная, с удобствами. Ребята купили телевизор, компьютер, вот эта техника и помогала мне коротать время дома. Ведь трудоустроиться я не мог также по причине отсутствия документов. Но теперь, слава богу, все уже позади.
Говоря это, Маратбек все же опасался, не придерутся ли опять к нему из–за чего–либо в аэропорту. К счастью, обошлось. И сейчас он снова в кругу родных людей, которых так долго не видел.
Поддерживает телефонную связь и со своим адвокатом, членом Московской коллегии адвокатов Филиппом Шишовым. Совместно с ним Эшанкулову, возможно, предстоит еще один раунд борьбы с российской Фемидой за свои права. На сей раз по поводу возмещения морального и материального ущерба.
— Мы обсуждали эту возможность еще во время судебных процессов с расчетом, что подадим такой гражданский иск уже по прибытии Маратбека в Кыргызстан, — говорит юрист. — Присутствие Эшанкулова в Москве для этого совсем не обязательно. Ему достаточно дать доверенность на мое имя, после чего я стану выступать от его имени. На мой взгляд, люди, виновные в том, что произошло с Маратбеком, должны понести ответственность, а сам он — получить компенсацию.
Окончив школу, Маратбек в родной Кызыл–Кие работал пультоператором на гипсокартонном заводе. А уже в Москве в каком только качестве не приходилось вкалывать: был грузчиком, шпатлевщиком, штукатуром, отделочником. Так что опыт и навыки есть, не пропадет, нашлось бы на родине применение его силам. Наша газета уже как–то сообщала, что Маратбек Эшанкулов хотел бы стать юристом, наподобие своего спасителя Филиппа Шишова. Этот вариант, по словам самого Маратбека, не снят с повестки дня. И пусть теперь у парня все сложится так, как мечтается
Правила комментирования
comments powered by Disqus