Народно-демократическая партия выступила за углубление социального неравенства?
Начиная освещение текущей предвыборной кампании в Узбекистане, мы уже рассказывали о том, что партии в этой стране являются лишь бутафорскими, марионеточными образованиями, призванными исполнять повеления более высокого руководства. Парламент в Узбекистане, впрочем, так же, как и в России, - место не для для дискуссии, а для одобрения решений, которые «спускаются» от президента и из правительства. Чем же в таких условиях занимается так называемая «парламентская оппозиция»? А тем, что, к примеру, создавая видимость участия в законотворческом процессе, предлагает заведомо непопулярные экономические меры, как бы принимая за них всю ответственность на себя.
22 октября узбекские законодатели утвердили Государственный бюджет республики и бюджеты государственных целевых фондов на 2015 год. А несколькими днями ранее СМИ республики сообщили, что фракция Народно-демократической партии НДПУ), которая является формально оппозиционной, обсудила проект бюджета на своем заседании. Что же и как она там обсуждала?
В заседании фракции участвовали не только сами члены НДПУ, но также и другие депутаты парламента, ответственные работники кабинета министров Республики Узбекистан, министерства финансов, министерства экономики, госкомитета статистики, торгово-промышленной палаты, Центрального Банка Республики Узбекистан, то есть, все было под контролем.
Выступая на этом представительном заседании и произнося громкие слова об «обеспечении модернизации и диверсификации экономики, увеличении инвестиционной привлекательности и росте благосостояния населения», депутаты от НДПУ, по сути дела, высказались за рост социального неравенства.
За декларациями о повышении эффективности расходования бюджетных ассигнований, развитии социальной сферы, роста доходов, сбережений и покупательской способности населения, адресности социальной поддержки нуждающимся семьям крылись нововведения, которые снижают уровень жизни населения и бьют по его деловой активности.
Во-первых, депутаты предложили «оптимизировать работу бюджетных организаций». Деталей они не открывают, но, скорее всего, «оптимизация» означает резкое сокращение штатов. Предложение отменить, по мнению ндпу-шников, «необоснованные и изжившие себя льготы и преференции» наверняка не коснется чиновников и самих депутатов, а ударит по инвалидам и многодетным семьям, как уже бывало неоднократно и ранее (см., к примеру, статьи Образованным матерям инвалидов с детства урежут пенсии,Многодетные женщины и инвалиды лишились налоговых льгот, Узбекское чудо: Врачебно-трудовые комиссии успешно «излечивают» бессрочных инвалидов).
Казалось бы, еще одна «благая весть» от НДПУ: «оппозиционеры» предложили снизить базовую ставку налога на прибыль до 7,5 процентов, ставку единого социального платежа - с 25% до 15%. Сегодня о якобы ожидаемом «большом социальном эффекте» этой меры говорят даже независимые эксперты. Однако на деле эти послабления коснутся только микрофирм, малых предприятий и также фермерских хозяйств.
Не секрет, что деятельность фермерских хозяйств в Узбекистане - одна из самых убыточных для самого фермера и для государства (см. наши статьи в рубрике Хлопок), и в то же время — одна из самых привлекательных для «крышующих» сельхозпроизводителя местных начальников - прокуроров и хокимов (глав администраций). Будет ли от данного «послабления» фермеру какая-то польза?
«Что касается малого бизнеса, то эта сфера экономики настолько зажата всевозможными государственными тисками и так глубоко ушла в «тень», что никакое формальное налоговое изменение проблемы не решит. Надо перестраивать систему отношения власти к предпринимателю, а не менять проценты, которые представляют собой чаще всего просто цифры. Ведь никаких настоящих реформ за последние годы не произошло», - сетует один из ташкентских экономистов, пожелавший остаться неназванным.
Новый госбюджет Узбекистана - не лучше и не хуже прошлогоднего. Но влияют ли нововведения на реальную жизнь, идущую по своим законом? «Если допустить, что влияют, все равно возникают вопросы. Почему, к примеру, снижается ставка единого налога (с 6% до 5%) для строительных организаций, но не для образовательных или медицинских учреждений? Не потому ли, что в именно в строительстве возможен самый большой «откат» для чиновников и самый большой распил бюджетных денег? Кто-то хочет увеличить коррупцию в этой системе еще больше?» - спрашивает ташкентский врач, директор частной клиники.
Что же касается новой системы налогообложения доходов физических лиц, то депутаты лукаво уверяют нас, что по первой группе доходов - до одного размера минимальной заработной платы (МЗП) - будет установлена нулевая ставка НДФЛ. Данная мера, как заявляют в НДПУ, «направлена на снижение налоговой нагрузки на доходы физических лиц, получающих доходы ниже или на уровне средней заработной платы». Однако, позвольте: до сих пор минимальная зарплата вовсе не облагалась налогом, она также вычиталась из всех других заработков при налогообложении! В чем же тут нововведение?
При этом НДПУ скромно отмечает, что одновременно с этим на один процент увеличатся ставки налогов для остальных групп. К примеру, сегодня самая большая ставка назначается для людей с самым высоким доходом - 22%. Значит, завтра будет 23%. Кто же выиграет, а кто пострадает от данного нововведения?
Только не чиновники и не милиционеры. Официальные заработки работников государственных структур и самих депутатов невелики - примерно от 500 тысяч до 1 миллиона сумов. А многотысячная армия работников силовых структур, прокуроров, таможенников, военных и судей и вовсе освобождена от налогов. Получается, что отныне большим налогом будут облагаться те граждане, что зарабатывают хорошие деньги своим трудом и честно ведут бухгалтерию? Хороший стимул для труда, что и говорить!
Парламентская «оппозиция» Узбекистана не только озвучивает непопулярные бюджетные законы, но и подхватывает гимны официоза во славу «продуманной социальной политики». В НДПУ гордятся тем, что социальные расходы госбюджета в 2015 году составят 12,8% к ВВП или 59,2% общих расходов. Как всегда, радость и гордость выражаются в процентах, но где же конкретные цифры? Сколько именно составят эти 12,8% от ВВП в сумах?
Согласно данным Всемирного банка, валовый внутренний продукт ВВП Узбекистана в 2013 г. составил 51 млрд 113 млн долларов. Следовательно, если считать, что его размер не слишком увеличился и в текущем году, то 12,8% от ВВП равно 6 млрд 542 млн долларов. Это значит, что столько денег будет выделено всему узбекскому здравоохранению, образованию, культуре, социальному обеспечению в 2015 г. Целых 218 долларов на одного жителя Узбекистана.
Как и «правящая партия», так и парламентская «оппозиция» твердо стоят на страже мнимых «государственных интересов», не допуская никакой фактической либерализации бизнеса. Законы спускаются «сверху», депутатам остается только «пообсуждать» их и принять безоговорочно.
Депутаты парламента являются лишь совершенно формальными представителями народа, которому, согласно Конституции страны, принадлежит вся полнота власти. Депутаты - лишь статисты в этом театре под названием «узбекская демократия». Они играют «массовку», необходимую для создания видимости «демократических институтов».
Если завтра-послезавтра в аппарате президента и в правительстве передумают и решат снова изменить параметры государственного бюджета страны, или если им понадобится свалить на кого-то вину за неудачи и промахи в управлении экономикой, то на роль «мальчика для битья» как раз и сгодится та или иная «оппозиционная» партия, во всем послушная.
Правила комментирования
comments powered by Disqus