Редакция сайта «Евразийское развитие» продолжает обсуждать с экспертами заявление президента страны Эмомали Рахмона по поводу присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), которое он озвучил в начале октября на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске. Напомним, Глава государства сказал тогда, что Таджикистан «внимательно изучает экономическую базу новой организации и все правовые документы с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение»
Доктор экономических наук, эксперт Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» Ходжимахмад Умаров всецело поддерживает такое стремление властей Таджикистана, но считает, что они могли бы активнее выступать за присоединение к ЕАЭС и даже инициировать мероприятия, в ходе которых говорить о собственном видении будущего Евразийского Экономического Союза.
«Плюсы от объединения хорошо видны. Любой экономист знает, что интеграция означает возникновение синергического эффекта, т.е. общий объем продукции, производимой совместно, намного превышает объем, вырабатываемый теми же странами по отдельности. Не говоря уже о программах и мероприятиях, которые будут направлены на оказание помощи отстающим странам по подъему их экономик, по ускорению внедрения инноваций в экономики», — объясняет Умаров.
По мнению ученого, права отдельных государств-участников в ЕАЭС неизбежно будут делегироваться высшему органу интеграционного объединения, но этот процесс является естественным.
«Зато обычные люди в союзе будут жить лучше, и это самое главное, — считает эксперт. — При этом, конечно, экономики наших партнеров должны быть более привлекательными. Скажем, низкие темпы экономического роста России выступают как фактор, ухудшающий экономическую обстановку на всем постсоветском пространстве».
Несколько иного мнения придерживается политолог Рашид Гани Абдулло. Он считает, что Таджикистан и раньше проявлял интерес к Евразийскому Экономическому Союзу.
«Я думаю, что этот вопрос, действительно, нужно детально изучить, чтобы не попасть впросак. Это значит, что нужно еще раз подсчитать все возможные плюсы и минусы. Правильная тактика — посмотреть, насколько участие нашей страны в этом пространстве (ЕАЭС — ред.) будет сочетаться с тем, что мы являемся членом ВТО, а также повлияет на наши отношения с Китаем», — считает эксперт.
Рашид Гани Абдулло считает главным риском в современной ситуации &‐ возможность смены курса в Москве и отказа России от интеграционного проекта. По его мнению, в этих условиях Таджикистану следует подумать пока об ассоциированном членстве в ЕАЭС, что, впрочем, не предусмотрено документами, регулирующими процесс евразийской интеграции.
Академик, заслуженный деятель науки и техники Таджикистана, эксперт ЦАЭК «Евразийское развитие» Нуритдин Каюмов отмечает, что евразийская интеграция страны является необходимой, однако требует повышения эффективности экономики страны. «Я думаю, что вхождение Таджикистана в Таможенный союз, Евразийский экономической союз — это веление времени, другого выхода у нас нет, — отмечает экономист. — У нас в какой-то степени общая история, опыт совместной деятельности, структура экономик нашего региона совпадает. Но для получения нужно эффекта от интеграции Таджикистану необходимо сделать свою экономику конкурентоспособной».
По его мнению, для Таджикистана главное в ЕАЭС — это принцип свободного движения рабочей силы. Положение трудовых мигрантов в странах приема Каюмов оценивает как сложное, а благодаря присоединению к Евразийскому Экономическому Союзу эту проблему удастся смягчить.
«Вхождение Таджикистана в ЕАЭС, по моему мнению, прежде всего, дает нам возможность занять свои трудовые ресурсы. Ведь они ежегодно увеличиваются на
Правила комментирования
comments powered by Disqus