Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев остались последними политиками на постсоветском пространстве, которые, придя к власти в конце существования СССР, до сих пор остаются у руля своих государств. О соперничестве за региональное лидерство, существующее между двумя президентами, не говорил лишь ленивый, но частота контактов между г-ном Каримовым и г-ном Назарбаевым в последние два года и принятие Договора о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном, возможно, свидетельствуют об обратном.
Эксперты считают, что разговоры о региональном лидерстве и соперничестве были актуальны в пору становления двух новых независимых государств, когда шло самоопределение наций. Сегодня уже далеко немолодых Каримова и Назарбаева беспокоят проблемы совершенно другого порядка: что будет с их странами, когда им в силу естественных причин придется покинуть свой пост.
«Являясь соседями, в условиях независимости мы должным образом выстроили свои отношения. Казахстан поддерживает Узбекистан во всех его начинаниях. Мы настроены на то, чтобы укреплять дружбу между двумя странами, расширять торговлю, развивать взаимоотношения, в том числе по вопросам внутренней и внешней безопасности и по всем другим направлениям. В наших странах сейчас пристально следят за этими переговорами, поскольку от позиции и взаимной работы Казахстана и Узбекистана зависит стабильность и развитие всего региона», - сказал во время вчерашней встречи, обращаясь к Исламу Каримову, Нурсултан Назарбаев.
«В этих условиях каждая страна ищет свою опору, уточняет свои планы и опирается на своих близких соседей. Для нас Казахстан - самая близкая страна, близкий народ, который в тяжелые испытания и радостные дни всегда был вместе с нами. Мы всегда прибегали к помощи друг друга. Хотел высказать слова самого большого уважения к казахскому народу, уверенно двигающемуся по пути процветания. Нам необходимо чаще встречаться для того, чтобы «сверять часы» и совместно определять дальнейшие перспективы», - ответил главе Казахстана г-н Каримов.
Уже в ходе переговоров в расширенном составе Нурсултан Назарбаев заметил, что, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике и снижение цен на основные виды продукции, товарооборот между двумя странами растет. При этом еще не полностью используется экономический потенциал. С учетом того, что номенклатура товаров узкая, было поручено межправительственной комиссии провести работу над увеличением объема торговли.
Каримов в свою очередь отметил, что рассматривает свой визит в РК как хорошую возможность критически проанализировать весь комплекс узбекско-казахстанских отношений, обменяться мнениями по актуальным вопросам регионального и международного характера. «По нашему глубокому убеждению, принятие исторического по своему значению договора о стратегическом партнерстве явилось востребованным шагом. Следует отметить, что при подписании документа я не придавал ему такого значения, которое оно получило сегодня, особенно в свете возникающих в мире процессов», - заметил И. Каримов.
В ходе совместного брифинга по итогам переговоров лидеров двух стран Нурсултан Назарбаев сказал, что президенты обсудили ситуацию в Украине, Афганистане, Сирии и Ираке. Казахстан и Узбекистан намерены поддерживать друг друга на международной арене, заметил он.
«Будем активно участвовать в реализации совместных инициатив, в том числе, в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, СВМДА, ОИС и других структур. Актуальным остаётся наше совместное противодействие международному терроризму и религиозному экстремизму, - сказал глава Казахстана.
Было отмечено, что с 2005 по 2013 годы товарооборот между двумя странами вырос в 4 раза, превысив $2 млрд. За 9 месяцев этого года он уже составил более $1,5 млрд.
Но куда больше экономики Ислама Каримова волновала безопасность. «Скорейшая стабилизация обстановки в Афганистане и достижение мира в этой стране имеют решающее значение для безопасности и стабильности в центрально азиатском регионе и за его пределами», - сказал И. Каримов.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин заметил, что условия, в которых сейчас находятся и Узбекистан и Казахстан, в значительной степени схожи. Обоим лидерам за 70, оба хотят после своего ухода с поста избежать политических потрясений и решить вопросы обеспечения собственной безопасности и безопасности своих близких и оставить след в истории. Однако в Казахстане больше шансов, что процесс перехода будет стабильным и безболезненным, в отличие от Узбекистана, где уже вовсю идут межэлитные войны, которые перешли в открытую фазу и стали достоянием гласности. Он заметил и еще два схожих обстоятельства: учитывая, что скоро все ожидают досрочных парламентских выборов в РК, то и в Узбекистане до конца года состоятся выборы в мажилис, а сразу за ними начнется президентская гонка. «2015 год будет очень сложным для двух стран, предположил эксперт. – Проанализировав предвыборную кампанию в нижнюю палату узбекского парламента, я заметил, что она ничем не отличается от предыдущих кампаний. В этом есть определенная опасность, так как система продолжает воспроизводить саму себя».
«Если в Казахстане заговорили об усилении роли парламента, то в случае с Узбекистаном он не играет, и в будущем не будет играть никакой роли. При форс-мажорных обстоятельствах и отсутствии явной кандидатуры преемника это может иметь непредсказуемые последствия. Считалось, что во время переговоров за закрытыми дверями Ислам Каримов мог попросить своего казахстанского коллегу помочь в налаживании связей с Москвой. По-видимому, Ташкент хочет немного изменить свой прозападный внешнеполитический вектор, особенно в условиях предстоящих выборов. Однако Каримов достаточно сильный региональный игрок и при желании он может сам обратиться к Путину без посредников. К тому же не думаю, что сейчас, когда Москва занята укреплением своего влияния на постсоветском пространстве, она откажет Ташкенту в поддержке. Поэтому основными вопросами обсуждения являются проблемы обеспечения безопасности. Пока в Центральной Азии плохо осознают опасность, исходящую от Исламского государства. Плюс американцы сокращают в Афганистане свой контингент, и, кто бы что ни говорил, вопросы безопасности становятся в настоящий момент гораздо важнее для Ташкента, чем для Астаны. Еще один вопрос – мигранты. В 2015 году российские власти ужесточают их пребывание в стране. Предполагается, что огромное число людей могут вернуться к себе на Родину. Для Узбекистана это очень острый вопрос. С одной стороны, официально Ташкент вообще не признает наличие мигрантов, сам Ислам Каримов назвал этих людей лентяями. С другой, узбекские власти прекрасно понимают какую опасность несут сотни тысяч молодых мужчин, вернувшихся в страну и не имеющих заработка. Драматизировать ситуацию я бы не стал, так как вряд ли Россия вмиг откажется от узбекских гастарбайтеров. Фактор национализма постепенно рассеивается, а экономика РФ слишком большая, чтобы такие рабочие как строители, например, почувствовали на себе так быстро эффект санкций», - отметил Kursiv.kz г-н Грозин.
Директор группы оценки рисков Досым Сатпаев сообщил, что, несмотря на частоту визитов Ислама Каримова в Казахстан, он не ожидает серьезного прорыва в двусторонних отношениях. На его взгляд, главный вопрос, который беспокоит бессменного президента соседней страны – это водно-энергетические проблемы, и он видит в лице Астаны крупного игрока в ЦА партнера, у которого схожие с Ташкентом взгляды на эти вопросы.
«У стран слишком разный потенциал, отличающиеся подходы к внутренней и внешней политике, они разные по степени открытости экономик. В таких условиях сложно выстраивать реальные стратегические отношения, хотя в Акорде понимают, что Узбекистан - ключевая страна для обеспечения безопасности в ЦА. Не стоит забывать и о том, что соседнее государство вплотную приблизилось к моменту истины, когда решается его будущее. Мы видим степень накала внутренних разборок, есть сведения, что сам Каримов изолирован от большого массива информации о том, что происходит в Узбекистане, даже о судьбе его близких. Все эти вопросы пока мешают выстраивать отношения между Астаной и Ташкентом так, как этого бы хотели народы обеих стран. Пока не будет ясно, что будет с Узбекистаном после Каримова, говорить о том, что в Центральной Азии образуется крепкий союз Астаны и Ташкента не приходится», - заключил Досым Сатпаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus