А учитывая набор противоречий между республиками, сделать это будет возможно только при участии России.
Как на прошлой неделе сообщили наши российские коллеги с телеканала «Россия 24», «по итогам официального визита Президента России Владимира Путина в Узбекистан были достигнуты серьёзные договоренности по вопросам сотрудничества в военно-технической сфере».
Сообщалось, что со следующего года в Узбекистан из России начнется поставка новых видов вооружения и военной техники, ожидается прибытие специалистов (инструкторов) для обслуживания техники и осуществления консультационной поддержки по её эксплуатации.
Помимо этого, с 2015 года квота для обучения граждан Узбекистана в российских военных вузах будет увеличена в 6 раз, до 3 тысяч человек. Ожидается заметное увеличение грантовых мест для узбекистанцев и в гражданских высших учебных заведениях РФ.
Напомним, что официальный визит Владимира Путина в Ташкент состоялся 10 декабря текущего года по приглашению Ислама Каримова.
Анализируя данную информацию, следует учитывать, что отношения между Узбекистаном и Россией и многими другими странами региона в последнее время если не были заморожены, то находились в весьма прохладном состоянии. Кыргызстану, где до сих пор нет дипломатического представителя этой страны, где остро стоит вопрос о поставках газа на юг республики – это прекрасно известно.
Поменяется ли что-то с российско-узбекистанской «оттепелью» в регионе? И, может, стоит ожидать и дальнейших интеграционных шагов от наших соседей? В целом, данную встречу двух лидеров и достигнутые договоренности – можно ли считать возвращением России в регион?
На эту тему с «Вести.kg» беседует шеф-редактор программы «Однако. Евразия» Семен Уралов.
– Россия не может «вернуться» в регион без кооперации с самими республиками Центральной Азии. Так что стоит говорить, что и в Ташкенте, и в Москве правильно понимают актуальные угрозы. В Ташкенте, в свою очередь, понимают, что без России мира в регионе не будет. В Москве осознали, что без самой крупной республики интеграция будет хромать. Вместе с тем, мировая экономическая война, в которую уже втянули Россию, не может не сказаться на кооперации в Евразии. Россия меньше будет торговать, кооперироваться и вкладывать в Евроатлантический регион, и больше в Евразию. Соответственно, ко всему бывшему СССР будет пристальное внимание. Теперь остается вопрос – кто из республик сможет правильно встроиться в новую конфигурацию, – акцентирует Уралов.
При этом, говорит собеседник «Вести.kg», вряд ли Ташкент будет на этом этапе стремиться стать членом ТС, ЕАС или ОДКБ. Последнее точно очень сомнительно — потому как отношения между РУз, КР и РТ слишком напряженные.
– Полагаю, что пока речь будет идти о торговле и двусторонних проектах. Но в целом надо понимать, что экономически регион является замкнутым и единым. И если центральноазиатские республики хотят восстановить экономику и хозяйство, то нельзя рассматривать отдельно КР, отдельно РТ, и отдельно РУз. Потому что хлопкоробы Узбекистана критически зависят от воды Кыргызстана и Таджикистана, а легкая промышленность Кыргызстана не менее критически зависит от тех же поставок хлопка. Поэтому, хочется этого или нет, но экономический контур Центральной Азии придется восстанавливать. А учитывая набор противоречий между республиками, то сделать это будет возможно только при участии России, – говорит эксперт.
И обосновывает он свою позицию так - Россия - это единственная страна в мире, где несколько миллионов узбеков, кыргызов и таджиков живут в мире и согласии. Соответственно, другого арбитра в Центральной Азии быть не может.
Правила комментирования
comments powered by Disqus