Кыргызстан одной ногой в Таможенном и Евразийском экономическом союзах, однако переговоры по окончательному варианту договора еще идут. О том, как идет процесс, в интервью ИА «24.kg» рассказал вице-премьер-министр КР Валерий Диль.
- Сколько получит Кыргызстан в общей копилке доходов Таможенного союза?
- На последнем совместном заседании с Евразийской экономической комиссией вопрос не обсуждался, но цифра известна. Кыргызстан получит 2,85 процента от общих доходов Таможенного союза. Цифру мы определили изначально и больше не пересматривали.
- Насколько это выгодно Кыргызстану?
- Очень выгодно. Мы просчитали, какой объем товаров будет проходить через нашу таможенную границу. Он значительно выше, чем сейчас. Я не могу пока назвать точные цифры, чтобы не вызвать напряжения среди наших партнеров и желания изменить цифру, но в целом мы должны получить хорошую прибыль. Здесь стоит учитывать два аспекта - реэкспорт и произведенные товары, а также оседание товаров, пришедших к нам извне. Наш внутренний рынок не такой большой, но те отрасли, которые у нас развиты, должны дать хорошую добавку в бюджет за счет отщепления.
- А реэкспорт? Он сократится или совсем исчезнет?
- Он как был, так и будет. Опасения, что он сократится до минимума при вступлении в Таможенный союз, высказывались не раз. Это понятно. Такая ситуация может привести к остановке крупнейших рынков страны. Но в данном случае проблема в уровне расчетов. Раньше мы получали продукцию из Китая по весу. Здесь ее растаможивали, и она уходила от нас по цене за каждую конкретную вещь. Теперь таможенные пошлины за ввоз товаров будут платить сразу. Мы войдем в общие правила Таможенного союза и будем получать товар, как и все. Мы подсчитали, и могу уверенно сказать, что этот момент существенно не повлияет на объемы реэкспорта. Но наша задача – создать собственное производство. В легкой промышленности мы преуспеваем. Теперь главное - не потерять отрасль. Она должна только развиваться, потому что наработан опыт, и качество нашей продукции очень хорошее.
- Озвучивалось, что Кыргызстан хочет с 1 января 2015 года присоединиться к временному положению ЕАЭС о свободном перемещении рабочей силы. Точку в вопросе должна поставить Евразийская экономическая комиссия. Удалось договориться?
- Пока нет, но переговоры идут. Мы надеемся, что найдем понимание у коллег из ЕЭК.
- Еще одна актуальная тема – работа предприятия «Кумтор». Как вы оцениваете выступление правительства в парламенте по этому вопросу?
- Я считаю, что последнее обсуждение действий правительства по «Кумтору» прошло хорошо. Мы добились понимания сложившейся ситуации. В основном парламентарии обратили внимание на временной фактор. Они справедливо указали, что процесс затянулся. Мы дали обоснование, почему так произошло: смена правительства, арест члена совета директоров ОАО «Кыргызалтын» Дилгера Жапарова, угроза ареста остальных членов совета, неприезд на переговоры основной делегации «Центерры». На самом деле динамика развития есть. Самое главное - я убедил депутатов, что руководство «Центерры» склонно идти на договор.
- А как насчет идеи о национализации «Кумтора»?
- Я бы вообще не применял это слово.
- Но Омурбек Текебаев уже вынес на общественное обсуждение законопроект о национализации имущества «Кумтора»…
- Это право депутатов. Пусть все заинтересованные стороны обсуждают законопроект, высказывают мнения. Я бы этот вопрос сегодня вообще не поднимал. Национализация не нужна на данном этапе. А в рыночных отношениях это слово нужно забыть.
- Вы говорите о взаимопонимании со стороны депутатов. Но они признали работу правительства неудовлетворительной…
- Я не знаю, кто из депутатов такое сказал. Решением двух парламентских комитетов работа правительства по «Кумтору» признана недостаточной, но это связано только с временным фактором. Больше серьезных замечаний не было. Переговоры идут, мы видим понимание с канадской стороны и желание разрешить все спорные моменты и подписать соглашение.
Правила комментирования
comments powered by Disqus