Ситуация на Ближнем Востоке красноречиво говорит о том, что мировому сообществу не только не стоит ждать исчезновения движения "Исламское государство", но и готовиться к значительному расширению зон его влияния. Наиболее вероятным направлением движения этого новоявленного образования в 2015-2016 годах станет Туркменистан.
Страна, старавшаяся снискать себе славу нейтральной Швейцарии, все больше и больше теряет позиции на мировой арене и все чаще оказывается втянутой в геополитическую игру. При этом правительство нейтрального Туркменистана уже не способно влиять на сложившуюся ситуацию.
С самого момента объявления независимости эта Среднеазиатская страна держалась на плаву исключительно благодаря экспорту газа. Держащее руку на пульсе артерий голубого топлива правительство могло позволить себе не только определять высокие цены на природный газ, но и на некоторые внутригосударственные чудачества, расцениваемые мировым сообществом как проявления маразма и потуги на монархию.
Сообщения же со стороны России и Ирана о вероятном прекращении импорта туркменского газа нарушает положение дел внутри страны. При таком раскладе единственным партнером страны в этом направлении остается Китай, который не примнет воспользоваться возможностью регулировки цен в свою пользу. Несмотря на имеющиеся у Туркменистана богатейшие месторождения природного газа, прибыли от его продажи резко сократятся.
Это в свою очередь ощутимо ударит по уровню жизни внутри страны. Стоит напомнить, что он и так по современным меркам достаточно низок. Совокупность этих факторов с большой долей вероятности приведет к дестабилизации обстановки в республике.
Надеяться на то, что ею не воспользуются внешние силы, опасно. В силу удобного географического положения эти земли для "Исламского государства" обладают высоким потенциалом для развития. Появление же у Китая источника дешевого голубого топлива никогда не входило в планы Запада.
Осознавая опасность распространения религиозно-экстремистских организаций, правительство Туркменистана в свое время провело большую работу по уничтожению системы исламского образования. В результате потерявший большую часть источников традиционных духовных знаний народ стал тянуться к подпольным исламским школам и "худжрам".
Контролировать деятельность тайных школ в условиях тотальной коррупции и разобщенности кланов внутри страны невозможно. Да и абсолютная прозрачность границы с Афганистаном, облегчающая проникновение на территорию Туркменистана бандитских группировок любого размера, лишь способствует данному явлению. Впрочем, угроза со стороны этого соседа имеет и вполне мирские корни.
События начала прошлого века, когда бандам басмачей пришлось покинуть страну и переселиться в Афганистан в составе целых кланов, оказывают прямое влияние на ход современной истории. Так, в 2001 году афганскими туркменами оказывалось содействие талибам по обеспечению топливом и вооружением со стороны Кушки. Не забывшие о своем происхождении и имеющие существенные территориальные претензии, они за последние пять лет практически взяли под контроль близлежащие территории.
Власти же Туркменистана предпочитают делать вид, что ничего не происходит. По-видимому, это и есть та плата за лояльность со стороны талибов, которой так гордился предыдущий глава государства.
Вывод войск НАТО из Афганистана еще не состоялся, но страна уже де-факто никем не контролируется. Благодаря этому довольно большие группы лиц практически беспрепятственно стягиваются в район границы с Туркменистаном и сливаются с афганскими туркменами. Опираясь на нехарактерный для данной местности национальный состав прибывающих, можно утверждать, что подобные отряды имеют прямое отношение к наемникам "Исламского государства".
Присовокупив же к этому учащение случаев переходов границы на разных участках, столкновения и явно карательные акции против мирных жителей в первой половине этого года, допустимо говорить о начавшейся подготовке к полномасштабным боевым действиям. Повторения Сирийских и Ливийских сценариев в Туркменистане следует ожидать уже весной 2015 года.
Повлиять на сложившуюся ситуацию смог бы проект по прокладке газопровода через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ). Его строительство подразумевает также и обеспечение безопасности поставок, что делает реализацию и не без того дорогого проекта еще более затратной.
Собственными силами Туркменистан финансировать ТАПИ не способен. Инвестировать же будет западные компании "Exxon Mobil", "Total" и "Chevron", в случае предоставления им доступа к самим месторождениям. На такой шаг власти Туркменистана пойти пока не готовы, ведь это будет означать утрату контроля над столь ценным энергоносителем, обеспечивающим как независимость республики, так и ее нейтралитет.
Впрочем, времени на раздумье у президента Туркменистана Г.Бердымухамедова практически не осталось. По "чистому совпадению" исламский радикализм снова играет на руку западным энергетическим компаниям.
Правила комментирования
comments powered by Disqus