В 2014 году Кыргызстан оказался на 147-м месте из 197 в ежегодном рейтинге свободы прессы американской организации «Фридом Хаус». Исследователи отмечают, что нет реакции властей и правоохранительных органов на преследование узбекскоязычных СМИ, также остаются нераскрытыми нападения на журналистов. А у «Репортеров без границ» «островок демократии» - на 106-м месте. Диапазон их исследования в уходящем году охватил 179 государств и территорий.
По мнению медиаэкспертов, основным показателем давления на СМИ в уходящем году является принятие закона о ложном сообщении. Депутаты парламента подложили журналистам свинью, одобрив пресловутый документ, а президент подписал его. За ложное сообщение теперь предусмотрено 5 лет лишения свободы. Автором закона является член фракции «Ар-Намыс» Эристина Кочкарова. Правда, сама она до сих пор доказывает, что на журналистов эта норма не распространяется и ни в коей мере не ущемляет свободу слова.
Однако нововведение уже активно используется для сведения счетов с неудобными тружениками пера и объектива. Не так давно стало известно, что по статье 329 «Заведомо ложное сообщение о совершении преступления» УК КР уже идут разбирательства не только между представителями политического истеблишмента и журналистами, но и сами сотрудники СМИ используют ее для кляуз друг на друга. Так, по словам главного редактора интернет-издания «Маалымат.kg» Дайырбека Орунбекова, в отношении него возбуждено уголовное дело по заявлению журналиста Лейлы Саралаевой именно по этой статье.
Он утверждает, что таким образом власть пытается заставить его замолчать. «В своей газете Лейла Саралаева написала, что меня надо привлечь к ответственности за статью об ошских событиях, где я обозначил вину членов временного правительства. Она написала, что эта информация ложная. После чего Генпрокуратура возбудила дело и поручила расследование спецслужбам», - сказал Дайырбек Орунбеков.
Сама Лейла Саралаева пояснила ИА «24.kg», что с заявлением в правоохранительные органы не обращалась. «В нашей газете вышла статья под заголовком «Кыргызские Геббельсы», которая ранее была опубликована на сайте одного из информагентств. В ней говорилось о так называемых ушаках в кыргызскоязычной прессе. Правоохранительные органы заинтересовались ею. Мне позвонили и попросили экземпляр газеты, который я, кстати, до сих пор не отнесла им. После нас опрашивали об этой статье, а также о нашем издании. Эта статья вышла также на других информационных ресурсах», - отметила она и добавила, что ей неизвестно, по какой статье привлекают Дайырбека Орунбекова.
В ГКНБ и вовсе опровергли информацию о том, что расследуется подобное уголовное дело. В спецслужбах сказали, что никто к ним с заявлением не обращался и на допрос главреда «Маалымата.kg» не вызывали.
Отметим, что чаще всего к услугам Фемиды, дабы прижать к ногтю авторов отдельных статей, прибегают нардепы.
В октябре профсоюз работников СМИ Кыргызстана выступил с заявлением, где выразил обеспокоенность нарушениями прав журналистов. По итогам мониторинга только в сентябре зафиксировано 49 сообщений. Из них 24 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца. Одно дает информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, пять - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов, которые в большинстве своем не основаны на законе.
Институт «Медиа Полиси» провел свой анализ. Согласно данным этой организации, в течение 2014 года на журналистов подавали в суд 23 раза, 6 исков из которых «зависли» в судах с 2013-го. Чаще всего под карающий меч Фемиды попадал интернет-портал «Kyrgyz Today», принадлежащий экс-депутату Жогорку Кенеша Бегалы Наргозуеву. Управделами парламента Алмазу Кожомкулову удалось ссудить с ресурса 70 тысяч сомов (он подавал иск на 1 миллион), а с автора публикации, на которую обиделся Кожомкулов, «сняли» по решению суда 40 тысяч сомов. Еще 25 тысяч с портала в качестве компенсации морального вреда получил лидер СДПК Чыныбай Турсунбеков.
Но самый крупный иск подали на газету «Деньги и власть». Экс-глава пенитенциарной системы Григорий Бубель судился с изданием и требовал в качестве возмещения морального ущерба за поруганные честь и достоинство 50 миллионов сомов. Но до судебного разбирательства дело не дошло, стороны пошли на мировую.
Журналист на миллион
Еще один громкий иск предъявило в суд Ошское управление ГКНБ в отношении журналиста «Ферганы» Шохруха Саипова. Свою претензию истец оценил в 1 миллион сомов. В заявлении говорилось, что своей публикацией Саипов дискредитирует честь, достоинство и деловую репутацию кыргызских спецслужб. В статье, которая возмутила ошских силовиков, в частности, сообщалось, что в городе Оше местному управлению ГКНБ удалось задержать около десяти человек по подозрению в поездках в Сирию для осуществления джихада и в причастности к террористическим группировкам. При этом, как утверждали источники издания, параллельно усилилось давление и на обычных верующих. По словам одного из собеседников «Ферганы», сотрудники спецслужб вымогали у ошских парней, чья принадлежность к террористическим и экстремистским организациям не была доказана, по $500.
Впоследствии иск был отозван, «Фергана» опубликовала опровержение.
Чисто по понятиям
Кроме законных рычагов попрания свободы слова используются бандитские методы. В июле Кайрата Жапарова, сотрудника районной газеты «Эл Жарчысы» Кадамджая, что в Баткенской области, избили в узбекском анклаве Чон-Гара. Причину избиения так и не установили. Анклав Чон-Гара, или Северный Сох по территориальной принадлежности относится к Сохскому району Ферганской области Узбекистана и является селом, где часто происходят инциденты. Расследование не дало никакого результата.
Под занавес года произошло еще два происшествия, и в обоих замешаны журналисты. В ноябре злоумышленники попытались обокрасть офис оппозиционной газеты «Алиби». При этом в МВД опровергли информацию, что кража связана с публикациями издания.
По данным ведомства, неизвестные взломали замки в двери офиса печатного издания, вошли в помещение, искали ценные вещи и пытались вскрыть сейф, где хранятся деньги. Однако ничего не украли. По факту было возбуждено уголовное дело, расследованием по сей день занимается УВД Первомайского района Бишкека. Разбирательство взял на контроль начальник столичного ГУВД Кашкар Джунушалиев.
В редакции же газеты ИА «24.kg» сообщили, что «Алиби» публикует разоблачительные материалы в отношении представителей власти и считается оппозиционной. «Тот факт, что сделано это было в канун Дня печати, наводит на мысль, что это своеобразный «подарок». Мы больше склоняемся к тому, что связано это с нашей профессиональной деятельностью», - отметила представитель газеты Канышай Мамыркулова.
О преследовании за материалы заявил и главный редактор газеты «МК Азия» Улугбек Бабакулов. Он сказал, что глава Госагентства по физкультуре и спорту Кадырбек Эргешов «угрожает ему судом, а братки линчевать хотят».
По его словам, в газете опубликована статья о нарушениях, которые имели место при передаче в аренду помещений малой арены столичного стадиона «Спартак». «За комментариями я обратился к главе Госагентства по физкультуре и спорту Кадырбеку Эргешову. Я хотел, чтобы он прояснил мне появление этих договоров и на каких условиях бизнесмены арендуют малую арену. К сожалению, он толком ничего не смог объяснить, лишь сказал, что арендаторы - его близкие друзья и хорошие знакомые. Я обращался за комментариями и к арендаторам. В частности, к управляющей кафе «Арзу» и некоему Бакыту Турганбаеву, который является фактическим арендатором нескольких помещений восточной стороны арены (хотя договор подписан с другим человеком). Обо всем этом я написал в газете. После публикации позвонил Эргешов. Он стал оскорблять меня и угрожать судом: мол, засудит за клевету. Хотя моя публикация основана на документах и его словах. После позвонил Бакыт, который назвался «человеком Эргешова», и стал угрожать физической расправой», - рассказал журналист.
Он отметил, что не подавал заявления в милицию, однако в очередном номере «МК Азия» об угрозах Эргешова и Бакыта Турганбаева написал. «Я обратился с просьбой к правоохранительным органам считать мою публикацию обращением для принятия мер в отношении второго, который угрожает мне физической расправой. Ведь публикация в СМИ по закону может служить основанием для проверки и возбуждения уголовного дела», - пояснил Улугбек Бабакулов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus