По мере того, как вооруженные формирования альянса стран НАТО покидают территорию многострадального Афганистана, все более актуальным становится вопрос, насколько приграничные Среднеазиатские республики готовы к отражению возможных угроз с афганской территории. А они вполне реальные. Главная цель антитеррористической операции в Афганистане – разгром движения Талибан и его инфраструктуры - так и не были достигнуты. Более того, талибы именно на севере страны чувствуют себя достаточно вольготно и, наверняка, не забыли, что соседи оказывали содействие войскам альянса, предоставляя транспортные коридоры и услуги по транзиту грузов. И хотя ограниченный контингент вооруженных формирований тех американцев остается в стране и будет продолжать натаскивать афганскую армию, талибы, по мнению, экспертов в состоянии "попортить кровь" правящим в регионе режимам и оставаться главной дестабилизирующей силой.
Специалисты считают, что лучше всех к угрозам с юга готовы узбеки, выстроившие эшелонированные оборонные рубежи на границе с Афганистаном. Таджики, если что, Россия вытянет их "за волосы" из любой передряги с афганцами. Все-таки Таджикистан и Россия - союзники по ОДКБ. "Темной лошадкой" остается, и, пожалуй, больше всех вопросов вызывает боеспособность вооруженных сил Туркмении. Эти опасения продолжает только расти, так как талибы фактически установили свой контроль в афганской провинции Фарьяб, граничащей с Туркменией.
Но Ашхабад предпочитает демонстрировать спокойствие. Президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов надеется, что практика нейтралитета и общения с талибами, которую туркмены исповедуют с начало 90-х, позволит им вновь сохранить мир. Власти страны регулярно общаются с лидерами туркмен, живущих в Афганистане, снабжают Фарьяб продуктами питания и электроэнергией и предпочитают "не замечать" деятельности талибов на границе.
Талибы тоже не прочь поиграть в "мир" и используют ситуацию для укрепления своих позиций в приграничных провинциях Фарьяб и Джауздан. Их ряды активно пополняются этническими туркменами и узбеками, и не сегодня-завтра эти боеспособные соединения, понюхавшие порох, могут пополнить более 400 туркмен, воющих на стороне террористов в Сирии.
Исповедуемая туркменскими властями политика умиротворения и нейтралитета имеет вполне прагматичную цель. Ашхабад не теряет надежд на реанимацию плана по сооружению газопровода через территории Туркмении, Афганистана и Пакистана (ТАПИ), в осуждении которого в первой половине 90-х активное участие принимали и талибы.
Только вот с тех пор ситуация кардинальным образом изменилась и талибы стали другими. Нельзя исключать вариант, когда талибы могут воспользоваться нейтральным статусом Туркмении, отсутствием у нее договоров о коллективной безопасности и союзников, способных предоставить стране военно-техническую помощь в "час испытаний", чтобы прибрать к своим рукам газовые месторождения туркмен. Тут талибы могут последовать примеру "друзей-соратников" из террористического "Исламского Государства", установивших контроль над рядом месторождений нефти в Ираке.
Соответственно, вопросы о боеготовности туркменской армии, и ее способностях отвечать на внешние вызовы, своей актуальности не теряют. Однако здесь "поляна" полных тайн. Но как бы власти не скрывали информацию о состоянии дел в вооруженных силах страны, те отрывочные сведения, что все-таки просачиваются в иностранные СМИ, дают определенные сведения о состояние армии страны.
В этом году в туркменскую армию стали привлекать контрактников. Как правило, это молодые люди не старше 28 лет, отслужившие срочную службу и имеющие среднее образование. Они служат в качестве сержантов - командиров отделений.
При высоком уровне безработицы в стране, многие посчитали службу по контракту хорошим вариантом. Из 500 кандидатов было отобрано 98 человек, которых отправили на участки туркменско-афганской границы. Это было в июле. В данное время на этой границе осталось служить только 11 человек-контрактников. Все остальные либо разорвали контракты, либо ушли со службы на другие участки границы.
Другая примета времени – массовое уклонение от службы в туркменской армии. Как результат повсеместно распространилась коррупция, связанная с "отмазкой" от конституционного долга. Военкоматы и врачебные комиссии для призывников погрязли во взятках.
По словам председателя туркменского Хельсинкского фонда по правам человека Т.Бегмедовой, которая ведет постоянный мониторинг за правонарушениями в туркменской армии, годовая отсрочки от службы в вооруженных силах стоит $300-400, через сотрудников военкоматов Минобороны можно за $1,5 тысячи приобрести военный билет, освобождающий или "подтверждающий факт" о прохождение срочной военной службы.
У тех, у кого нет денег на "отмазку" от армии или возможность "переждать призывной возраст" до 28 лет за границей – одна дорога - в "армейскую тюрьму". Именно так называют туркменские солдаты свою родную армию, где командиры отнимают у них месячное довольствие и используют в качестве рабов на различных стройках и приусадебных участках, где процветает дедовщина и армейский беспредел. Драки между военнослужащими, поножовщина и наркомания стали родимыми пятнами туркменской армии.
И назвать этот "сброд" вооруженными силами страны, как-то язык не поворачивается.
Правила комментирования
comments powered by Disqus