Для расширения экономических возможностей Кыргызстану требуются транспортные выходы, и от типа новой железной дороги в Китай будет зависеть его безопасность, считает российский эксперт Александр Собянин.
Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что постройка "евразийской" ширококолейной железной дороги в Кыргызстане будет важнейшим фактором в интеграционном процессе на Евразийском континенте.
— Кыргызстан вступает в ЕАЭС, и в связи с этим ожидается много изменений — политических, экономических и военных. Как создание железной дороги между КР и Китаем будет влиять на ситуацию в регионе?
— На сегодня вызовы и риски в сфере безопасности в регионе Центральной Азии тесно связаны с экономикой. Экономические неурядицы — это, по сути, путь к войне, которая влечет за собой уничтожение экономик противоборствующих стран.
К сожалению, суверенные экономики ЦА не смогут самостоятельно выстоять в этой своеобразной экономической войне. И поэтому возникает необходимость в укреплении автономности этих экономик от мирового экономического пространства.
Давайте сравним соразмерные по населению Свердловскую область России и Кыргызстан: региональный валовой продукт Свердловской области в 2012 году составил 46 миллиардов долларов, у КР — 6,5 миллиардов долларов. Получается, что при почти одинаковом населении ВВП области в разы больше ВВП страны. Это говорит о том, что экономика Кыргызстана не работает, и она не может работать более масштабно, если не будет вовлечена в большую экономику. Из этого следует, что возникает необходимость в общем сотрудничестве. И вступление КР в ЕАЭС налицо показывает выбранный ею курс развития своей экономики.
Стоит отметить, что при общей системе безопасности и системе экономики и Россия также становится критически зависимой от других государств. И такая взаимосвязь снимает всякого рода опасения по поводу возможной потери суверенитета страны, связанной с вхождением в Евразийский экономический союз.
Для расширения экономических возможностей требуются транспортные выходы, и железная дорога в Китай будет очень важна для развития Кыргызстана. В создании стратегической трассы прежде всего заинтересована КР, но важно, кого она выберет в качестве партнеров по этому проекту — КНР или РФ.
Существует несколько вариантов железной дороги. В первую очередь узкоколейная европейская и ширококолейная. Также есть варианты прохождения через территории различных областей.
В течение более 15 лет я в научных, аналитических и экспертных кругах выступаю и пишу в масс-медиа о различных железнодорожных и автодорожных проектах. В любом случае рано или поздно будут построены обе железные дороги через Кыргызстан. Но исключительно важно то, какая именно магистраль будет построена первой.
Если с "евразийской" широкой колеей в 1 тысячу 520 миллиметров будет первой построена ЖДЧФ — транскыргызская железная дорога Чуй — Фергана из Сибири в Ферганскую долину, которая далее из Оша разветвляется на Таджикистан и Узбекистан, значит, КР будет развиваться в рамках евразийского интеграционного проекта, и это будет новым уровнем сотрудничества в ЕАЭС.
Если же первой будет построена ККУЖД — китайско-кыргызско-узбекская железная дорога с "европейской и китайской" узкой колеей в 1 тысячу 435 миллиметров, значит, КР рано или поздно перестанет планировать общее будущее с Россией и Казахстаном и достаточно быстро переориентируется на китайский экономический интеграционный проект.
В свете украинских событий сегодня РФ не будет инициировать чего-то серьезного масштабно нового, кроме Евразийского экономического союза. Однако она всегда готова пойти навстречу, если появляются инициативы, в рамках которых казахский, кыргызский и таджикский голос будет идти не в интересах отдельной страны, а от лица страны в интересах всего союза. Можно прямо сказать, что украинские события являются периодом, когда любое государство Центральной Азии будет максимально поддержано в своей инициативе деньгами, оружием, кадровой помощью и программами индустриального развития. Сейчас главное — понимание необходимости совместной экономики и единой системы обороны у всех стран региона.
С этим экономически важным проектом будет неразрывно связан еще один — создание российской военной базы в южной столице Кыргызстана. Ведь при создании такой масштабной задачи, как железная дорога, возникает необходимость укрепить безопасность в регионе. Тем более что в последнее время различные риски и вызовы приобретают угрожающий характер.
Отразить угрозу ИГ, предотвратить цветные революции, не допустить исламистского бунта — со всем этим государства Центральной Азии и, в частности, КР могут справиться частично сами, а где-то при поддержке России. Но очевидно, что преодолеть все это на фоне жесточайшей экономической войны уже не против РФ, а против всех евразийских стран в одиночку невозможно.
Создать подобный объект с подачи бывшего начальника управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова попытался, но не смог сделать в мае 2005 года президент Курманбек Бакиев. Сейчас могут сделать глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и российский лидер Владимир Путин.
Поэтому и безопасность в регионе напрямую будет зависеть от выбранного типа жизненно важной для экономики КР железной дороги.
Правила комментирования
comments powered by Disqus