Председатель совета директоров ОАО "Росинбанк" Улан Сарбанов в интервью Sputnik поделился своим мнением о том, насколько развит банковский сектор в КР и что изменится в связи со вступлением страны в Евразийский экономический союз.
Кыргызстан на пути вхождения в Евразийский экономический союз, и этот факт окажет влияние на развитие экономики страны. Председатель совета директоров ОАО "Росинбанк" Улан Сарбанов рассказал, какова нынешняя ситуация в банковском секторе и экономике КР, и поделился мнением о том, что необходимо предпринять для ее стабилизации и улучшения.
— Всех интересует прогноз относительно роста инфляции в Кыргызстане.
— Если под инфляцией мы понимаем индекс потребительских цен, то ситуация идет к нарастанию. Инфляция — это негативный фактор, который отрицательно влияет на продукцию и ее производство. Если в конце декабря годовой уровень инфляции составлял 10,5 процента, то уже в конце февраля он был 11,3 процента. Думаю, что инфляция будет расти и дальше. Это связано с финансовыми ожиданиями ослабления курса национальной валюты.
— Вступление Кыргызстана в ЕАЭС каким-то образом повлияет на инфляцию?
— Вообще, на рост инфляции влияют и внешние, и внутренние факторы. В мае республика вступит в экономический союз с государствами, которые имеют стабильные показатели. Пока уровень инфляции выше, чем в Кыргызстане, только в Беларуси, и на это надо обратить особое внимание. Инфляцию не нужно "удерживать на месте". Уровень годовой инфляции в пределах 5 процентов не искажает ценовые ориентиры и мотивацию к производству.
Для снижения показателей инфляции необходимо повышать товарность рынка. Например, вовлечь землю в качестве экономического ресурса в товарно-производственный оборот. Но это достаточно сложный вопрос, потому что для этого необходимы соответствующие изменения в законодательстве. В краткосрочном плане могла бы помочь более скоординированная работа Национального банка и Министерства финансов, а также контроль рентабельности по торговым операциям и деятельности монополистов. И эта работа положительно сказалась бы на уровне инфляции в стране.
— Какое влияние оказали антироссийские санкции на экономику Кыргызстана?
— Надо признать: все, что происходит в мировой экономике, не может не отражаться на Кыргызстане. Россия — крупнейший торгово-экономический партнер и военно-политический союзник. Санкции, введенные против РФ, сказываются косвенно. Постепенно замедляется экономический рост, а это ведет к снижению спроса в России на производимые государством товары. Тем более что РФ в последние годы — наш крупнейший донор. Но, с другой стороны, страна живет своей жизнью, и надо делать свою "домашнюю работу", продолжать развиваться и не ссылаться на внешние обстоятельства.
— Насколько в нашей стране развиты банковские услуги, например, ипотека, кредиты на развитие бизнеса?
— Кредитование частного сектора растет, и некоторые международные эксперты высказывают опасение высокими темпами роста кредитования. У меня несколько другая точка зрения. На примере "Росинбанка" могу сказать, что наш кредитный портфель за прошлый год вырос с 3,7 миллиарда сомов до 7,4 миллиарда. При этом мы сохраняем его высокое качество. При сравнительно низком уровне монетизации экономики бурный рост кредитования не представляет угрозы, если обеспечен должный контроль за его качеством. При этом стоит отметить, что кредитованием экономики помимо банков также активно занимается государство. И это не только сельхозкредиты, но и выделение средств на развитие инфраструктуры.
В республике есть жилищное финансирование, и не стоит подменять это понятие ипотекой. В прошлом году наш банк во взаимодействии с представителями российского Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию разработал проект по развитию ипотечного кредитования в Кыргызстане. Мы передали свои предложения соответствующим государственным структурам.
Для нашей страны российский опыт представляет интерес как минимум с двух позиций. Во-первых, на начальном этапе становления государственного ипотечного агентства или компании можно опираться на ценные бумаги, а не только на ограниченные средства госбюджета. Во-вторых, этот опыт основан на лучшей международной практике, включая опыт США. В нем присутствуют специализированные программы для бюджетников и накоплен солидный багаж адаптации к региональной специфике.
Потребность в ипотеке сейчас разная. Те люди, которые хорошо зарабатывают, понимают, что в состоянии обслужить кредит. Есть категория населения, которая испытывает необходимость в ипотеке, но не может обслуживать рыночные ставки. Здесь государство могло бы предложить механизмы субсидирования ипотечных кредитов. Если правительство начнет подобную практику, то это мотивирует население, и оно будет стараться получить жилищную субсидию. Пока ипотекой не займется государство, ее не будет в Кыргызстане.
Те процентные ставки, которые существуют сегодня на рынке, объективные, потому что банк, выдающий кредит, привлекает дорогие ресурсы, и поэтому стоимость кредита получается высокой. Коммерческие банки в последние годы столкнулись с тем, что при благоприятной ситуации заемщик переоценивает свои возможности, а потом у него нет возможности обслужить кредит. Потратив много денег на реализацию кредита, банк затрачивает еще больше средств и усилий на возврат залога и столько же на его дальнейшую реализацию. Как заемщик, так и банк должен быть защищен от подобного рода рисков и неприятностей. Соответственно в стоимость кредита входят все риски. Если бы уровень рисков был меньше, то и процентные ставки были бы ниже.
С лизингом также сложная ситуация, потому что это более сложная операция, нежели жилищное кредитование. И этот момент также должно регулировать государство. Однако положительные наметки уже есть. И если банки увидят подтверждение серьезности, то мы начнем также этим заниматься более активно.
— Какие плюсы банковской системе принесет вступление Кыргызстана в ЕАЭС?
— В первую очередь это будет выгодно всем клиентам банков, потому что повысится конкуренция между финансовыми учреждениями. Мы будем вынуждены конкурировать с российскими и казахскими коллегами. Нам придется еще шире улыбаться клиенту.
Другим положительным моментом станет активизация работы с национальными валютами стран ЕАЭС.
— Почему кыргызстанцы предпочитают финансовые операции с наличными деньгами? У нас очень неохотно работают с безналичной формой оплаты.
— Если общество предпочитает живые деньги, то бороться с этим не стоит, потому что они могут уйти в тень. Надо просто объяснять, что безналичные платежи выгоднее и удобнее. В Кыргызстане реализуется программа по переходу на безналичные формы расчета, но это происходит с переменным успехом. ЕАЭС должен сподвигнуть развитие безналичных форм расчета, и государство могло бы активизировать разъяснительную работу, особенно среди тех людей, которые живут "от зарплаты до зарплаты".
Более высокий уровень доходов населения также будет способствовать росту безналичных платежей. Государство создало и запустило систему национальной платежной карты, которая должна приниматься банкоматами всех банков. Но ее, к сожалению, принимают не все банкоматы, и это создает определенные проблемы для клиентов.
Наш банк помимо активного продвижения национальной карты в прошлом году первым начал выпуск карт международной системы Union Pay International, а уже в ближайшие дни начнем выпуск карт VISA. Кроме того, необходимо и далее развивать сеть банковского оборудования для расширения безналичных платежей и платежных карт. "Росинбанк" также планирует увеличивать количество банкоматов, хотя мы и занимаем третье место среди всех банков республики.
— В ЕАЭС обсуждают введение единой валюты. Нужна ли она союзу вообще и Кыргызстану в частности?
— Формирование валютного союза без единой валюты невозможно. Сейчас обсуждение введения единой валюты в большей степени сводится к ее потенциальным названиям. Мне представляется, что более глубокого осмысления заслуживают вопросы гармонизации налогово-бюджетных политик, включая политику регулирования внешнего и внутреннего долга. Опыт Европейского союза свидетельствует, что должного внимания требует и скоординированный подход в сфере надзора за банками и финансовым рынком. Странам необходимо состыковать массу документов, но в принципе идея хорошая, хотя на ее реализацию уйдет не один год. Любое решение должно быть взвешенным, а быстрое введение единой валюты может создать дополнительные трудности, потому что перескакивание через определенные нормы еще больше запутает ситуацию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus