В 2013 году от чумы умер 15-летний Темирбек Исакунов. За неделю до смерти он навестил родителей в урочище Оттук в Сары-Джазе. Ранее сотрудники Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций отправили в Министерство здравоохранения несколько рапортов о том, что в стране велика вероятность вспышки чумы.
В частности, в Сары-Джазе была зарегистрирована острая эпизоотия чумы среди сурков и других грызунов. Минздрав никак не отреагировал на эти предупреждения. Ждать ли Кыргызстану новых случаев вспышки чумы? На вопросы "ВБ" ответил директор Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций (ЦКиООИ) Нурболот Усенбаев.
- Нурболот Толошевич, ликвидация последней вспышки чумы может гарантировать, что ситуация больше не повторится?
- Гарантии, что новой вспышки чумы в Кыргызстане не будет, никто дать не может. И от болезни никто не застрахован. Эпизоотия (эпидемия среди животных) была, есть и будет. То есть сурки продолжают умирать от чумы. Всех сурков убить невозможно, как и вывести у них всех блох, территория слишком большая. На ней живут и другие животные.
Для истребления блох применялся метод обработки сурчиных нор дустом ДДТ, но в конце 80-х годов его запретили. В прошлом году мы начали применять менее стойкий дуст, который дает хорошие результаты, не нанося вреда окружающей среде.
Сейчас благодаря джипам, каким-то другим средствам передвижения, люди могут попасть в любые, даже самые удаленные уголки очаговой зоны. Увеличивается и количество верблюдов. Из всех домашних животных чумой болеет только верблюд. Естественно, он тоже служит источником заражения. Особенно опасно, если мясо заразившегося верблюда не уничтожается, а идет в пищу.
- И что делать, чтобы не допустить эпидемии?
- Наша задача оградить людей от заражения и от выноса инфекции за пределы очаговой территории. И если какой-то случай произойдет, то необходимо его как можно быстрее диагностировать, пациента изолировать, не допустить распространения заражения.
Сейчас необходим адекватный контроль ситуации и проведение своевременных противоэпидемических мероприятий. Мы должны повышать квалификацию медиков, чтобы лечебные организации были готовы выявлять заболевание.
Стоит вопрос возрождения противочумной станции. Необходимо создать специализированную мобильную службу.
В советское время, учитывая актуальность проблемы, смертность от данного заболевания, экономические затраты на ликвидацию вспышки чумы, профилактике заболевания уделялось большое внимание. Но после развала Союза финансирование прекратилось. Естественно, лаборатории, оборудование морально и физически устарели.
В целом в республике надзор за карантинными и особо опасными инфекциями проводится неадекватно. Смерть Темирбека Исакунова это подтвердила.
- А сейчас какие шаги предпринимает Минздрав?
- В ходе реформ Минздрав пытался поправить дело, и сейчас работа идет. В 2001 году функции противочумной станции были расширены. Ей передали отдел особо опасных инфекций. Появился центр карантинных и особо опасных инфекций. А в 2013 году объединили с Департаментом профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора, который имеет больший кадровый и финансовый потенциал. Это положительно отразилось на работе центра. Увеличилось финансирование примерно на 9 млн сомов. Приняты меры по увеличению бюджета каждого противочумного отделения на сумму около 1 млн сомов.
В 2014 году государство выделило дополнительно 20 млн сомов на противочумные мероприятия. Были закуплены автомашины повышенной проходимости, оборудование, инвентарь... Однако это разовая помощь. Нам необходимо предотвращать вынос инфекции из чумной зоны, проводить более адекватный эпиднадзор. Нужно увеличивать количество отрядов.
Сейчас мы выставляем от силы три отряда: каракольский, ат-башинский и ошский, в каждом 13-14 человек. Они объезжают участки, проводят отлов сурков, мелких грызунов, попадаются хищные животные – лисы, рыси, которые тоже иногда болеют чумой.
Работу по обработке нор дустом также нужно поставить на должный уровень, потому что зона очагов очень большая – 3 млн 200 тыс. гектаров. На карту нанесены все точки, где идет выделение противочумного микроба.
К тому же на противочумную службу возлагают также санитарную охрану территории страны от заноса и завоза карантинных инфекций. К примеру, лихорадки Эбола. Сейчас многие люди выезжает за пределы страны. Им мы рассказываем о 25 заболеваниях, которые можно подхватить за границей. За ними тоже должен быть строгий надзор.
Справка
Чума – острое инфекционное заболевание. Относится к группе особо опасных карантинных инфекций. Возбудитель чумы от грызуна к грызуну и от грызуна к человеку переносится при укусе зараженной блохи.
Заражение человека в природных очагах чумы происходит при непосредственном контакте с больными грызунами и их трупами: через поврежденную кожу и слизистые оболочки при снятии шкурок с больных животных; убое и разделке туш верблюда, зайца, крыс, сурков, которых в некоторых странах употребляют в пищу.
При переходе бубонной чумы в септическую или легочную форму больной, выделяя возбудителя с мокротой, мочой, испражнениями, становится источником инфекции.
Восприимчивость человека к чумной инфекции очень высока. Инкубационный период колеблется от нескольких часов до 6 суток, чаще он длится 3-6 дней. Заболевание, как правило, начинается внезапно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus