И у лидера государства, и у народа всегда была установка, что внутриполитическая стабильность и межэтническое согласие – это ключевые столпы, на которые следует опираться, считает руководитель алма-атинского представительства Казахстанского института стратегических исследований Мадина Нургалиева.
Благоприятный межэтнический, межконфессиональный климат в Казахстане является результатом ответственной и эффективной государственной политики, считают эксперты, выступившие в четверг на круглом столе в МИА "Россия сегодня".
Председатель Ассамблеи народов России Светлана Смирнова отметила, что в Казахстане накоплен уникальный опыт сотворчества государства и национально-культурных объединений. Более того, считает она, как "старшая по рождению" Ассамблея народа Казахстана является примером для своей российской "сестры". По ее мнению, тот факт, что АНК возглавляет Президент Нурсултан Назарбаев, говорит о ее высоком значении в казахстанском обществе.
"За благоприятным межэтническим и межконфессиональным климатом стоит очень ответственная, эффективная госполитика", — сказала руководитель алма-атинского представительства Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Мадина Нургалиева. По ее словам, в Казахстане "тоже были напряженные моменты". "Тем не менее, и у лидера государства, и у народа всегда была установка, что внутриполитическая стабильность и межэтническое согласие – это ключевые столпы, на которые следует опираться", — отметила она.
С ней согласен директор Аналитического центра МГИМО (У) МИД РФ Андрей Казанцев."По сравнению с другими государствами Центральной Азии и вообще с подавляющим большинством постсоветских стран Казахстан очень выделяется в плане своего стремления к межэтническому миру и толерантности. Все это не есть некие сами собой разумеющиеся факты, это результат серьезной политики властей Казахстана", — отметил он.
Модель толерантности
Член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко сравнил проблему межэтнических отношений с погодой, которая регулярно меняется, и "весь вопрос, чтобы быть постоянно к этому готовым – иметь зонтик и уметь им пользоваться". По его мнению, Казахстан – редкая страна, где проводится полноценная, дееспособная национальная политика. Он назвал реализованную казахстанским лидером модель межэтнических, межконфессиональных отношений одной из наиболее успешных в мире, которая закономерно считается залогом внутриполитической стабильности в стране.
Эксперт заметил, что особенностями казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности являются традиции совместного проживания различных этнических групп, неприятие подавляющим большинством общества идей этнического или религиозного превосходства и сформировавшаяся культура неконфликтного публичного поведения.
Казахстанская модель межэтнической толерантности – это определенная культура, которая состоит в том, что конфликтный дискурс полностью исключается из публичного пространства, отметил эксперт Международной Тюркской академии Тимур Козырев.
"Простой пример: когда в транспорте, на улице, в магазине ругаются представители двух этносов, то ни тот, ни другой никогда не смеет ни слова сказать об этнической принадлежности своего оппонента… И специфика казахстанской модели в том, что ощущение "красной черты" стало массовой культурой ", — сказал Козырев.
Он добавил, что Доктрина национального единства Казахстана — это документ, в котором виртуозно обойдены все острые углы и достигнута максимально возможная степень компромисса.
Нургалиева привела данные опроса КИСИ, проведенного в 2014 году, согласно которым 88,7% респондентов считают, что в Казахстане комфортно жить. По ее словам, более 60% опрошенных оценивают межэтнические отношения в Казахстане как дружественные, 63% готовы вступить в межэтнический брак.
"Но не хочу скрывать те напряженности, которые есть. Однако межэтнический конфликтный потенциал у нас составляет только порядка 3,8%, то есть это люди, которые декларируют готовность принять участие в межэтническом конфликте", — добавила она.
По мнению экспертов, Казахстан совершил успешную попытку создания гражданской, а не этнической идентификации нации. При этом состояние гражданского мира в обществе постоянно коррелировалось с усилиями государства по экономическому развитию. Эксперты особо отметили такие элементы казахстанской модели, как трехъязычие в языковой политике, приоритет экономических реформ перед политической конъюнктурой, учет жизненных интересов всех национальных и социальных групп.
Правила комментирования
comments powered by Disqus