После провозглашения суверенитета и принятия закона о независимости Туркменистан не стал участвовать в разного рода военных альянсах и блоках, а сразу пошел по пути получения статуса постоянного нейтралитета, что также было признано ООН в 1995 году. Даже тогда, когда международная антитеррористическая коалиция проводила операцию против талибов, республика сумела сохранить свою независимую позицию по отношению к конфликтующим сторонам в Афганистане.
То ли время изменилось, то ли правила игры, но с увеличением угрозы распространения терроризма и экстремизма на территорию Центрально-Азиатского региона Туркменистану все тяжелее придерживаться своих незыблемых принципов, тем более что под боком уже некие силы захватывают провинции в приграничных районах Афганистана. При этом ранее сделанное обращение Ашхабада к США за помощью в борьбе со всеми экстремистскими силами, в особенности с ИГИЛ, не могли не остаться без ответа, тем более, что заокеанские «друзья» давно были не прочь расположиться в мягком подбрюшье России. Ну а если даже кто-то со временем передумал бы, то все равно было бы уже поздно. Осталось только придумать, как это сделать. Придумали.
Недавно на пресс-конференции директор Центра политических инноваций и технологий Азербайджана, политолог Мубариз Ахмедоглу заявил, что руководством Туркменистана совместно с США предпринимается поиск вариантов нейтрализации угрозы, распространяющейся возле границы с Афганистаном. Но в тоже время было отмечено, что у Штатов нет возможности обезвредить находящихся там радикальных исламистов. Оказывается, определенная часть экстремистских группировок не подчиняется ИГИЛ и талибам. И это со слов последних, которые рассказали об этом афганским этническим туркменам, проживающим в провинции Багдис. При этом афгано-туркмены хорошо известны своей поддержкой США, которые еще в свое время помогали афганцам в борьбе против советских войск. По словам политолога, сейчас Штаты, сформировав из этих этнических туркменов некую силу, собирают их на афгано-туркменской границе. Получается, что таким образом США подталкивают руководство Туркменистана к принятию угодных для Запада решений. Скорее всего подразумевается вовлечение их в некий конфликт, дабы республика включилась в борьбу с ИГИЛ. При этом возможно ухудшение и даже обострение обстановки с учетом подконтрольности указанных сил. Наряду с этим вспомним, что несмотря ни на что, власти Узбекистана недавно отказались от вовлечения их страны в некую антиигиловскую коалицию, проявив дальновидность и политическую выдержку.
Конечно, насколько данные предположения окажутся верными, покажет время. А пока руководство Туркменистана предпринимает, как кажется, упреждающие шаги. Нельзя сказать, что в стране недооценивают военную угрозу.
Во-первых, 27 августа нынешнего года во время официального визита в Афганистан президент Гурбангулы Бердымухамедов наконец-то уделил свое внимание местным этническим туркменам, которые составляют около 1 млн человек. За долгие годы у них накопилось много проблем, в разрешении которых в принципе может помочь Туркменистан. Например, укрепление афганского берега Амударьи позволит восстановить части плодородных земель афгано-туркменских фермеров, когда-то смытых водой из-за изменения направления русла. По их мнению, образовавшиеся в середине реки острова тоже должны достаться им, что поспособствует образованию так называемой границы мира. Ну а самая главная проблема нехватки электроэнергии должна быть решена путем увеличения электрификации приграничных районов Афганистана за счет Туркменистана. Следовательно, если оговоренные обещания будут соблюдаться и реализовываться, то вряд ли какая-то внешняя сила сможет потянуть афгано-туркмен в конфликт и использовать их в своих целях.
Во-вторых, в Кодекс Туркменистана об административных правонарушениях была внесена статья, в соответствии с которой «оправдание терроризма и иной террористической деятельности, пропаганда националистических идей караются штрафом в размере от двух до пяти размеров базовой величины или административным арестом на срок до семи суток». То есть изменения направлены на то, чтобы упредить любую агитационно-вербовочную кампанию. Всем известно, что пропагандистская работа у ИГИЛ, по сравнению с предшественниками, занимает центральное место в их деятельности и осуществляется на высоком интеллектуальном уровне. Кроме того, она отличается разнонаправленностью, то есть стремлением привлечь в свои ряды не только «простофиль», но и специалистов из разных сфер. Не пренебрегают при этом использовать различные методы и каналы распространения информации.
В-третьих, в Туркменистане ускоренными темпами идут мероприятия по военной подготовке. Вооруженные силы уже сосредоточены на границе с Афганистаном. Но, принимая во внимание то, что опыта у туркменских военных практически нет, и их боевая подготовка оставляет желать лучшего, то без посторонней помощи не обойтись. Конечно, можно ждать поддержки от США, но, кажется, они пока заняты работой по другую сторону границы. На данный момент и у правительства Афганистана нет достаточных сил, чтобы обеспечить охрану афгано-туркменских рубежей, тем более появилась информация о том, что ими опять были оставлены стратегически важные населенные пункты в провинции Фарьяб. По всей видимости, не помешала бы помощь России в рамках ОДКБ. Но руководство республики упорно не хочет взаимодействовать с ней в борьбе против террористических группировок. Но в связи с обострением ситуации на границе Ашхабад может запросить помощи у Организации Договора о коллективной безопасности, тем более практически все соседние государства находятся под ее защитой. Но пока, как говорится: «Поживем – увидим».
Правила комментирования
comments powered by Disqus