В настоящее время на границе Афганистана усиливаются радикальные экстремистские группировки («Талибан», ИГИЛ и другие), поэтому возникает опасность обострения сложившейся ситуации. Учитывая то, что некоторые Центрально-Азиатские республики (Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) непосредственно граничат с Исламской Республикой Афганистан, то они в первую очередь оказываются под ударом. При этом группировка ИГИЛ может создать своеобразный коридор именно через Туркменистан для вторжения в другие страны региона. Причин этому несколько.
У республики, по сравнению со своими центрально-азиатскими соседями, самая малочисленная армия. Объясняется это тем, что, учитывая статус постоянного нейтралитета страны, у военнослужащих низкая выучка и слабое военно-техническое оснащение. В принципе, на границе со стороны Афганистана систематически происходят обстрелы туркменских пограничников, можно вспомнить и июльские события нынешнего года, когда погибли солдаты. На стойкость республиканских войск проверяют и события, разворачивающиеся между афганскими пограничниками и талибами, которые активизировались еще в 2014 году и захватили некоторые приграничные с Туркменистаном провинции, в том числе и Фарьяб. Вот только удалось их выбить оттуда в августе нынешнего года, однако они на днях опять вернули свои позиции. При этом радикальные исламисты сумели на многих участках выйти к афгано-туркменской границе, где они, по словам местных жителей, сейчас концентрируются. Успокаивает одно, талибы никогда не пытались распространить свое влияние на другие страны, они были заняты попыткой построения в Афганистане своего рода радикального исламского государства на принципах шариата, но из-за разрозненности мелких группировок не было единства в рядах. Но времена изменились, могли поменяться и планы. Не получилось у себя дома, можно попробовать за пределами. Тем более в июне 2015 года на официальном сайте движения «Талибан» было опубликовано письмо (не первое уже – прим. авт.), за подписью одного из своих предводителей (мулла Ахтар Мохаммад Мансур), с обращением к разрозненным исламистским группировкам, которые сражаются под флагом ИГИЛ. Звучал призыв объединиться под руководством одного лидера в священной войне против американцев и их союзников. Ведь бывало, что некоторые боевики «Исламского государства» воевали и против талибов. Но теперь есть информация о том, что два экстремистских формирования почти договорились объединить свои усилия, хотя на севере Афганистана они давно ведут совместную войну против афганской армии, а часть талибов давно присягнула в верности халифу ИГИЛ. Тем временем, в связи с главной задачей «Исламского государства» распространить всемирный джихад, возникает угроза и государствам Центральной Азии, в особенности граничащим с Афганистаном. Напомним, Таджикистан входит в ОДКБ, которая помогает в укреплении афгано-таджикской границы, военно-техническим оснащением, при этом на помощь могут прийти и Коллективные силы оперативного реагирования, поэтому никто не рискнет сюда вторгнуться. В свою очередь у Узбекистана, по сравнению с соседними государствами, чуть ли не самая сильная армия, хотя и не оснащенная вооружением последнего поколения. У Туркменистана все сложнее…
Напомню, что где-то в марте нынешнего года на афгано-туркменской границе в помощь Ашхабаду пришли пограничные наряды Узбекистана, а за месяц до этого – военные специалисты из России. Высказывалось предположение, что руководство Туркменистана обратилось за помощью в связи с возможной будущей эскалации ситуации в летний сезон. Но почему-то дело дальше военных консультации не пошло. Недавно генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что власти республики никак не реагируют на призывы к совместному взаимодействию против общей угрозы. Скорее всего, это связано с сильным желанием США усилить свое присутствие в регионе, но пока свое влияние они могут оказать лишь Ашхабаду. По мнению политолога Мубариза Ахмедоглу, Штаты направили свои усилия на консолидацию на границе афганских этнических туркменов, с которыми у них есть давние дружественные отношения, дабы и с их помощью сделать более послушными республиканские власти. Получается, что «талибы – ИГИЛ – афгано-туркмены» – это сосредоточение множества сил, способных дестабилизировать ситуацию на афгано-туркменской границе. Во-первых, все это ради того, чтобы курировать и контролировать энергетические проекты Туркменистана. Ни для кого не секрет, что в республике сосредоточены огромные запасы углеводородных ресурсов. А США не хотят продолжения поставок газа в Китай, дабы как-то затормозить экономический рост Поднебесной. Во-вторых, втянуть Туркменистан в новую антиигиловскую коалицию, а заодно из него сделать свой плацдарм в Центрально-Азиатском регионе. В то же время Узбекистан уже успел отказать США в вовлечении их в военный союз, тем самым изменив их планы.
В сложившейся ситуации руководство Туркменистана в ближайшем будущем скорее всего будет определяться с союзниками, которые сумеют объективно оказать помощь в борьбе с экстремистскими группировками, сосредоточенными на афгано-туркменской границе. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, выбор у него есть, тем более, что многие республики региона уже находятся под ее защитой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus