90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Кыргызстан от выборов до выборов

21.09.2015 13:22

Политика

Кыргызстан от выборов до выборов

14 отечественных политических партий в начале текущего месяца вступили в соперничество за попадание в Жогорку Кенеш КР. Какой Кыргызстан «примут» новые парламентарии? Что изменилось в стране за годы функционирования парламентской республики? Какова в текущих процессах роль президентского института? На эти и другие вопросы попытались ответить эксперты и партийцы, собравшиеся 15 сентября на круглом столе «Кыргызстан от выборов до выборов: Что изменилось в республике за последние 5 лет?», организованном фондом «Евразийцы – новая волна», клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» и аналитическим ресурсом «Вести.kg».

Игорь Шестаков, эксперт:

Сегодня звучит очень много бодрых - где-то здравых, где-то несбыточных - обещаний относительно того, как будет разворачиваться жизнь в Кыргызстане после 4 октября, если выборы пройдут нормально и в соответствии законом. Мы же сегодня хотели бы подвести итог, как мы жили последние пять лет. После июньского референдума 2010 года республика вошла в новый исторический этап: первая в Центральной Азии она изменила форму правления, став парламентской. Это был достаточно смелый эксперимент: на мой взгляд, поступив так, мы в некотором смысле поставили телегу впереди лошади. Дело в том, что парламентская система невозможна без системообразующих политических партий. Пока же все наши партии проходят период становления.

Мы вполне можем попасть в книгу рекордов Гиннеса, учитывая, что за последние пять лет у нас сменилось четыре кабинета министров. Во многом это произошло благодаря тому, что кадровый потенциал у парламентских партий оставлял желать лучшего. Люди, которых эти партии делегировали в правительство, отнюдь не улучшали и без того сложную социально-экономическую ситуацию в Кыргызстане.

Что касается парламента непосредственно, то на сегодняшний день в полном составе сохранилась, наверное, только фракция СДПК. Раскол начался с «Ар-Намыса» - оттуда ушла часть депутатов. Потом сразу несколько новых образований породил «Ата-Журт» (кстати, партия-победитель на выборах 2010 года. Не обошло это деление стороной и старейшую партию «Ата-Мекен». Три новых партии вышли из «Республики». В общем, сейчас перед нашими глазами больше предвыборных объединений, чем состоявшихся политических структур.

Продолжались на протяжении последних пяти лет и продолжаются до сих пор споры о том, какая политическая система нам нужна. «Республика — Ата Журт» на недавнем съезде, например, уже заявила о намерении провести в стране новый референдум.

Единственным устойчивым институтом в таких условиях остаётся президентский, что не отвечает целям и задачам парламентской формы правления. Президент у нас не только отвечает за внешнюю политику и является арбитром всех трёх ветвей власти, но и занимается кризисом в энергосекторе и многим другим, включая уборку мусора в городе Бишкек. В общем, президент у нас — единственный, кто пытается что-то решать. В этой связи тема референдума совсем не случайна.

За последние пять лет Кыргызстану в значительной степени удалось преодолеть имидж «страны митингов». Акции протеста, конечно, локально имеют место быть, но их нынешний охват не сопоставим с прежним. Если раньше счёт шёл на тысячи человек, то сейчас в лучшем случае собирается 100-200 человек. Самые массовые митинги связаны с проблемами в горнорудной отрасли: этот тренд, судя по тому, что за эти пять лет так и не был решён вопрос «Кумтора», останется актуальным. Наверняка затянется решение вопросов Джеруя, неспокойно будет в Джеты-Огузе.

К сожалению, есть в проблемы и в судебной ветви власти. Мы так и не пришли к тому, чтобы все споры гражданского и политического характера решались в судах. Митинг всё ещё остаётся инструментом, но уже в значительно меньшей степени, чем раньше.

Что касается внешней политики, то Кыргызстан сделал однозначный выбор в пользу евразийской интеграции. Это тоже большой эксперимент. Наши трудовые мигранты уже почувствовали, что отношение к ним теперь совершенно другое, чем было до вступления КР в ЕАЭС. Это радует, учитывая, что около полумиллиона наших граждан находится на территории Российской Федерации и около ста тысяч — в Республике Казахстан. Они в своей совокупности являются одним из основных финансовых доноров республиканской экономики. На перечисляемые ими деньги живут целые города и регионы. Они же вносят свой вклад в развитие инфраструктуры, загружая авиарейсы и железнодорожный транспорт, отправляющийся в сторону России.

Положительным моментом можно назвать открытие совместной с китайскими производителями сборки стиральных машин и телевизоров в Ошской области. Это показывает, что инвесторы вполне могут приходить непосредственно к нам.

Сразу после президентских выборов начал наблюдаться крен в сторону национальных интересов страны. Первым эту тенденцию задал Алмазбек Атамбаев, поставивший вопрос о выплате Россией средств за использование на территории КР её военных объектов.

Большая часть партий, вступивших в предвыборную гонку, если судить по их программам, придерживается центристских взглядов. И это хорошо, потому что для нас сейчас самое главное — сохранить стабильность.

Ирина Карамушкина, депутат ЖК КР от СДПК:

Сегодня — Международный день демократии. Единственная партия, которая более двадцати лет последовательно движется в сторону демократии, - это Социал-демократическая партия Кыргызстана, которую я представляю сегодня как ещё действующий депутат. Мы выступаем за демократию, при которой народ сам несёт ответственность за свой выбор. Мы выступаем против понимания демократии как вседозволенности. Демократия — это прежде всего порядок, а потом уже всё остальное. Мы ни в коем случае не снимаем ответственность за всё, что происходит у нас в стране, с нашей партии. Считаю, что смена правительств, о которой говорил Игорь Шестаков, - это всего-навсего естественный отбор. Любое правительство должно вносить свой качественный вклад в развитие страны. Не могу сказать, что все сменявшие друг друга в эти годы премьер-министры были паразитами на теле общества. Все они в любом случае находились под контролем парламента.

В «Стратегии устойчивого развития Кыргызстана до 2017 года» заложено множество социально-полезных программ, включая строительство дорог, пособия малоимущим, выход к энергетической независимости. Все эти процессы уже запущены: ставятся масштабные практические задачи, буквально на днях была запущена мощнейшая энергетическая артерия «Датка-Кемин», активизировались международные связи. Конечно, до сих пор остаётся нерешённым вопрос с госграницей, но мы постоянно просим ответственную госкомиссию отчитываться в парламенте. Двадцать лет этот вопрос замалчивали, но сегодня мы требуем доводить работу с Узбекистаном и Таджикистаном до конца.

Действительно, не всегда ответственные люди находятся в Кыргызстане на своём месте. Но есть и позитивные примеры: взять хотя бы министра чрезвычайных ситуаций Кубатбека Боронова. Не знаю, какая партия его выдвигала, но как профессионал он оставался на своём посту при всех премьер-министрах. Он всегда в гуще событий, всегда выезжает на места, адекватно реагирует на критику, работает над повышением эффективности своего министерства. Он не истерит, не имеет лишних политических амбиций, а просто ровно работает — работает на своём месте. Такие примеры вдохновляют.

Очень сложно все эти годы было искать поддержку в коалиции — причём по любым вопросам. Но эти пять лет дали нам очень важный опыт. И сейчас нужно, сделав работу над ошибками, идти дальше. Возможно, стоит подумать и о президентской республике, но лично я вижу хорошие стороны парламентской формы правления. В первую очередь, это тотальный контроль всех фракций над всеми, всех депутатов над всеми. Все друг другу подотчётны и каждый день парламентарию могут указать на необходимость несения моральной, уголовной или любой другой ответственности.

Сегодня нельзя говорить о наличии какой-то определённой семьи, которая прибирает к своим рукам все крупные инвестиции. Работает Антикоррупционная служба, суды. И пусть указы президента часто просто бойкотируются в судебной ветви, мы будем продолжать начатую реформу. Возврата назад не будет. Главное — мы сохранили стабильность и независимость. Никаких гонений за инакомыслие нет и не будет. Конечно, где-то до сих пор воруют, но рано или поздно наказание постигнет каждого, кто запустит свою руку в государственный карман.

Чынгыз Макешов, Фонд развития предпринимательства, кандидат в депутаты ЖК КР от СДПК:

За последние пять лет из-за политической нестабильности мы, к сожалению, не построили ни одного крупного завода, ни какого-либо другого крупного предприятия. Но при этом наш бюджет с 60 млрд. сомов повысился до 110 млрд., почти в два раза. С чем это связано? Причина одна - это борьба с коррупцией. Она обеспечила выход экономики из тени. В 2010 году у российских экспертов, с которыми я общался, были сомнения даже относительно того, сможем ли мы тут в Кыргызстане просто сформировать правительство. Посмотрите же, как живём мы сейчас!

Я очень рад, что этот созыв парламента доработал до конца и мы проводим выборы в ситуации, в лучшую сторону отличающейся от ситуации 2010 года. Это очевидный прогресс. Но есть и недостатки: предвыборные программы наших политических партий не несут идеологической составляющей. Я не вижу борьбу идей — только борьбу личностей. Так или иначе, я верю в то, что политическая конкуренция приведёт к улучшению ситуации в стране.

Да, партия СДПК многое не смогла сделать за последние годы. А чего вы хотели, если у нас в Жогорку Кенеше было всего 27 мест из 120? От многих других мы отличаемся тем, что взяли ответственность.

Что касается идеологии, то, чтобы она заработала, нужны носители идеологии. Была прекрасная идеология «7 заповедей Манаса» во времена Акаева, но как она могла заинтересовать общество, если сам Акаев не поступал как Манас? У народа перед глазами должны быть примеры. Как кодекс самурая: соврал — харакири. Я бы хотел, чтобы у нас было так: сказал — сделал. А не так, как сейчас: соврал — был оплёван — вытерся — пошёл в другую партию или на другую должность.

Аркадий Гладилов, главный редактор экспертно-аналитического портала Polit.KG:

Говорю не только как журналист-аналитик, но и как член партии «Содружество», которая практически не работает. Но которая подавала очень большие надежды. И идеология партии была понятна и поддержана многими кыргызстанцами.  Касаясь вопроса об идеологии, хотел бы сказать, что она, конечно, присутствует в любой партии. Разумеется, он не так ярко выражена, как в советские годы, но всё-таки наличествует: где-то она носит национал-патриотическую направленность, где-то — больше интернациональную, где-то вообще речь ведётся только об экономике. У каждой партии есть свой «конёк». Так что не всё так грустно.

Давая оценку последнему пятилетию, можно вспомнить 2010 год. Тогда высказывались очень мрачные прогнозы. Ожидалось, что через год-два Кыргызстан вообще развалится как государство, что здесь будет второй Афганистан. Пять лет прошло, и мы видим: страна пусть и в очень непростой ситуации, но развивается. В целом динамика неплохая. И это с учётом того, что происходит на валютном рынке и другими вызовами. Страна готовится к выборам, идёт нормальный демократический процесс.

Нынешний глава государства сделал очень многое. Несколько лет тому назад я, как и многие, не думал, что Атамбаев будет столь успешным президентом. Но он проявил себя последовательным политиком: вывел американскую базу из Кыргызстана, привёл Кыргызстан в Таможенный союз. По этим двум вопросам ещё недавно велись мощнейшие баталии, о которых никто скоро и не вспомнит. Как уже практически забыли, каких трудов стоило решение вопросов по военной базе. 

Хочется надеяться, что следующий состав парламента будет работать более чётко профессионально, своевременно реагируя на вызовы современности. Ситуация, при которой в обычное время между выборами партий не видно и не слышно, должна быть преодолена.  Партии или не знают, или не умеют работать в современных условиях. И это в стране, где высший законодательный орган формируется именно партиями!  Пока же очень явственно ощущается, что мы живём в каком-то политическом вакууме: никакой реакции на  события в мире — скажем, на Украине, на Ближнем Востоке.  Нечего сказать? Не имеем своей точки зрения? Тогда где же политика? Где наша позиция?

Токон Мамытов, общественный деятель, экс-вице-премьер-министр КР:

В 2010 году всеми двигали добрые желания и помыслы. Парламентская система отвечала целям государственно развития. Парламент уходящего созыва был такой, какой заслуживало общество. Конечно, можно вспоминать, что явка на выборах 2010 года составила всего 29%, а на партии, попавшие парламент, пришлось всего 37% голосов. Многие ставили это в укор депутатам ЖК КР, но на самом деле это очень даже неплохие показатели. Беседуя с представителями Конгресса США, я был поражён, узнав, что их поддерживало всего 16% электората. Выяснилось к тому же, что американские депутаты, в отличие от наших, даже не знают своего избирателя.

Выборы-2015 — это, определённо, новый этап в политической жизни страны. Их результаты определят наше будущее: либо мы пойдём вперёд, либо откатимся назад. Время сейчас непростое. В связи с плавающим курсом валют в соседних странах могут сильно пострадать наши бизнесмены. Так мы можем и не зайти на рынок ЕАЭС...

К сожалению, ни правительство, ни парламент до сих пор не дали обществу никакой идеологии. Под идеологией я подразумеваю то, что закладывается глубоко в сознание, что становится смыслом жизни человека. Это очень опасно, учитывая наличие ряда внешних и внутренних угроз. Мы, например, очень хорошо начали борьбу с коррупцией, а сейчас слышим от народа, что всё сошло на нет. Проблема, я считаю, в том, что мы с самого начала не обозначили чётко факторы, способствующие возникновению коррупции.

Что касается распада политических партий, который мы наблюдаем сейчас, то причины везде были разными. Где-то шёл нормальный процесс, а где-то верх взяли меркантильные интересы.

Досалы Эсеналиев, руководитель исполкома партии «Бир  бол»:

Сегодня нам есть, чем гордиться. За последние годы благодаря своему народу Кыргызстан добился многого и в политическом, и в экономическом плане. В стране более двухсот политических партий. Это благо, потому что у нас перед глазами большой спектр взглядов. Почему стало меньше митингов и протестов? Потому что все злободневные вопросы выносятся на обсуждение в парламенте. Если мы будем ценить разницу во мнениях, то будем идти дальше, а если вспомним старое и начнём применять административное давление, последствия могут быть непредсказуемыми.

Что касается идеологии, то её придумывать не надо. Укрепление государственного единства -  вот лучшая идеология.

Гульнара Асымбекова, общественный деятель:

Как наша страна может развиваться, если 8 млрд. долларов ей ежегодно приходится тратить на социальный сектор и каждые три месяца эти нужды увеличиваются на 20-30%? При этом размеры тех же детских пособий остаются мизерными! Это очень большая проблема, учитывая, что вследствие процессов трудовой миграции всё больше детей лишаются полноценной родительской опеки.

Замира Садыкова, публицист:

На самом деле ничего за последние годы не было сделано, чтобы обезопасить нашу страну в условиях мирового кризиса. А сейчас мы дошли до того, что из Конституции КР могут убрать статью, гарантирующую бесплатное образование. Это происходит накануне выборов и поддерживается министром образования Сариевой, которая является представителем СДПК. Мы не можем не критиковать СДПК, потому что именно эту партию представляет нынешний президент. Всё, что социал-демократы обещали, не было осуществлено: не решён вопрос «Кумтора», не возвращена Каркыра, энерготарифы в очередной раз были повышены, борьба с коррупцией дала пример Нарымбаева: коррупционером оказался человек, сидевший по правую руку от Атамбаева. В незаконной приватизации банков обвиняется ныне баллотирующийся в депутаты ЖК КР лидер СДПК Чыныбай Турсунбеков.

Правительство занималось все эти годы тем, что перепродавало отнятое у Бакиева — вот и всё. Громкие же проекты последних лет типа «Датка-Кемин», обсуждались ещё во времена Акаева, а соглашения по ним были подписаны при Бакиеве — сейчас идёт просто строительство. Причём, делается всё это на кредитные деньги — и их надо будет возвращать. Так что мало чем можно похвастаться.

Что касается парламента, то мы ушли от доминации клана к доминации отдельной партии. Нельзя не сказать о вопиющем рейдерстве, жертвой которого стал «Вечерний Бишкек». В плане построения парламентской республики мы пришли к полному дефолту.

Расул Боханов, эксперт (Казахстан):

Если говорить о возможности изменения формы правления в Кыргызстане, то Кыргызстан, на мой взгляд, уже перешёл точку невозврата и назад дороги нет. Да, отдельные политики вроде Бабанова могут говорить о президентской республике, но это не существенно. Ломать что-то сейчас опасно даже для самого сильного политика. Да, парламентская форма правления довольно сложна. Партиям, чтобы созреть, может не хватить и 10-15 лет. У нас в Казахстане они тоже распадаются, делятся. Есть даже случаи, когда бренд одной партии  начинает повторно использоваться совершенно другим образованием. Это не страшно. Главное - это то, что у вас в стране очень высокая по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном активность электората, в том числе и в регионах.

ЕАЭС — ещё один трудный путь Кыргызстана. Было много шума вокруг ветеринарного и фитосанитарного контроля со стороны Казахстана, вокруг застревающих на казахско-кыргызской границе грузовиков. Господа, у нас на границе с Россией те же сложности — и это не один год уже. Сложностей в ЕАЭС очень много. Сейчас ко всему добавляется ещё и то, что никто не знает, что завтра будет с нашими валютами: взоры всех обращены на Китай.

Что предстоит сделать следующему созыву парламента КР, так это очертить рамку ответственности главы правительства.

Кубат Рахимов, эксперт:

Зачастую мы находимся в плену стереотипов. Стереотипна и сегодняшняя постановка вопроса: «новый этап социально-экономического развития». Какой этап имеется в виду? Относительно евразийской интеграции я уже высказывался: мы ещё не получили никаких выгод от вступления в ЕАЭС. Три года мы наблюдали шаманские танцы с бубном вместо реального процесса реиндустриализации. Кто-то говорил: ребята, затаривайтесь товаром — всё потом продадим Казахстану. Лебединовка превратилась в филиал порта Киото, если судить по количеству японских автомобилей. И что, всё продали? В общем, политика у нас живёт по одним правилам, экономика — по другим, а парламент — вообще по третьим. В части законотворчества деятельность Жогорку Кенеша, к слову, продолжает финансироваться из фонда USAID, то есть за счёт американского народа. Что касается имиджа «страны митингов», то соглашусь с президентом: имидж этот создаёт наша «четвёртая власть». На самом деле митинги стали точечными. Перекрытия дорог проводятся уже с оглядкой на правоохранительные органы и спецслужбы.

Что касается внешнеполитического курса, то тут мы бросаемся из крайности в крайность. Сейчас, например, наблюдается большой перекос в сторону России. Мне хочется понять: в разделении мух и котлет, мы мухи или котлеты?

Многие депутаты сегодня создают негативный имидж наших трудовых мигрантов. И это в те времена, когда мир целенаправленно борется за чужие рынки труда для своих граждан! Польша, например, пытается поддерживать стабильный процент своих граждан, пребывающих в Великобритании, Германии и т. д. А что у нас? Недавно был на конференции в Ташкенте, и там мне сказали: спасибо вашему правительству - из-за того, что ваш сом слишком крепкий, кыргызы отдают сегодня рабочие места узбекам. Это я к тому, что вопрос о корзине валют требует скорейшего решения. Наши основные торговые партнёры — Россия, Казахстан, Китай. Соответственно сом должен быть привязан к рублю, тенге и юаню. Ни в коем случае не к доллару и евро! Это очень важно. Сейчас мы задыхаемся от безработицы, теряем граждан. При этом мы так и не смогли развернуть бизнес в направлении реиндустриализации. Кто это будет делать в будущем — непонятно. Те, кто сейчас затронут парламентским «пароксизмом собачьей страсти» (по Куприну)? Девальвация уже идёт — надо было проводить опережающую, как в Казахстане. Пока же мы продолжаем проедать свой золотой запас — в прямом и переносном смыслах. Некоторые громкие проекты могут нанести стране большой урон. Например, если в Кара-Кече начнут добывать или сжигать уголь, это может погубить Сон-Куль, а потом ещё и затронуть Иссык-Куль. Общая беда прошедших лет — отсутствие комплексной оценки, риск-менеджмента. При администрации президента соответствующего центра так создано и не было. Всё отдали на откуп управлениям, которые находятся в прямой зависимости от властной вертикали.

Эркин Садынбеков, юрист:

Не всё так плохо. Государство идёт курсом развития экономики. Худо-бедно, но начал реализовываться проект Верхненарынского каскада ГЭС. На нашем рынке присутствует российская компания «Русгидро». «Газпром» обещает газифицировать все населённые пункты вокруг озера Иссык-Куль. Построена на китайские гранты ветка «Датка-Кемин».

Я как юрист поддерживаю связь с таможенными адвокатами из Москвы. Все отмечают: таможенный союз заработал. Ко мне, например, стали чаще обращаться граждане Российской Федерации и Республики Казахстан. В целом динамика положительная.

РЕПЛИКА  POLIT.KG

Мы дали лишь основные  выступления и самые важные, на наш взгляд, оценки последним годам развития страны, прозвучавшие на этой конференции (которая продолжалась около двух часов). Многие реплики, оценки носили характер пропаганды, которая в нынешний предвыборный период  должна проходить по статье «оплачено из фонда…». Но так как наш ресурс не участвует в проплаченных политических акциях,  мы многие моменты конференции оставили «за кадром».  Следовало бы оставить без внимания и явные выпады Замиры Садыковой против СДПК,  очень тенденциозную оценку событиям в стране со стороны эксперта  Кубата Рахимова,  но тогда картина этой конференции была бы не полной.  Все проходило в атмосфере полной демократии. И журналисты, присутствующие на конференции по-разному реагировали на выступления, и по-разному ее осветили в своих информациях. Интересно, что позитивные моменты остались вообще вне внимания, зато «критика» была сполна вылита на читателей. И никто не удосужился перепроверить экспертные оценки или дать им свой комментарий. Вот так и формируется политическая картинка страны. Вместо  системного и профессионального анализа ситуации мы имеем набор «претензий»,  факты интерпретируются  по заданной идейной установке: если стоит задача представить все в негативном образе, то и осуществляется соответствующая подгонка фактуры под эту установку.  Чего стоит одно заявление Садыковой, что «Правительство занималось все эти годы тем, что перепродавало отнятое у Бакиева»! А кто восстанавливал Ош и Джалал-Абад, разрушенные не без участия экс-президента? И откуда у самого Бакиева появилось столько «добра», что его хватила на пять лет перепродажи?!  Уж Замира Садыкова должна это знать, как активный участник команды того самого Бакиева.  Да и вопиющее рейдерство в отношении «Вечернего Бишкека» началось-то не сейчас, а гораздо раньше: не тогда ли, когда с молчаливого согласия самих вечеркинцев шла распродажа акций, потом после смены власти в стране начался судебный фарс по отмене тех продаж?

Кубат Рахимов очень обеспокоен тем, что нынче во внешней политике Кыргызстана наблюдается очень большой перекос в сторону России. Перекосы последних 20 лет в сторону Запада при этом не обсуждаются. Как лихо одним махом эксперт перечеркивает значимость почти всех  крупных проектов, которые для страны могут стать особо значимыми: это Верхненарынский каскад ГЭС, освоение угольных запасов Кара-Кече, которые по его словам  могут погубить нашу экологию. Что-то от этих оценок сильно веет интересами соседних государств, которые не заинтересованы в развитии нашей энергетики. Хорошо бы услышать имена тех экономистов или политиков, которые советовали нашим гражданам запасаться японскими автомобилями для последующей их перепродажи в Казахстан и Россию после вхождения КР в ТС? Какие эксперты утверждали, что кыргызам в скорой перспективе придется кататься на российских «Ладе-Калине» и прочем автохламе?  Что сегодня говорят об «ужасающих последствиях» вступления  Кыргызстана в ЕАЭС  эти ясновидцы-прорицатели?

И все же польза от этих разговоров-обсуждений огромная, за что отдельное спасибо ее организаторам: мы видим аргументацию сторонников и противников тех или иных политических процессов, экономических проектов. Мы просто видим, кто чем дышит, кто на кого работает, кто против кого… Очень забавное и интересное зрелище!

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://polit.kg/conference/1/464

21.09.2015 13:22

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Михаил Гилфанович Халитов

Халитов Михаил Гилфанович

Эксперт по туризму Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

150

школьниц забеременили в Бишкеке в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31