После турне руководителя Госдепа США Джона Керри актуализировались разговоры о влиянии Вашингтона в Центральной Азии. В связи с этим Zakon.kz задал несколько вопросов геополитологу, эксперту в международных отношениях Мурату Абулгазину.
- Скажите пожалуйста, Мурат, какие по вашему мнению, основные интересы США в Центральной Азии?
К сожалению, многих наших прозападно настроенных граждан, политиков и бизнесменов, интересы США к государствам Центральной Азии определяются их геополитическими целями и задачами, для достижения которых они используют все имеющиеся в их арсенале средства.
В частности, цель - сохранение глобального лидерства. Основные задачи: Не допускать экономического, научно-технического, военного и, таким образом, геополитического лидерства Китая; не допускать восстановления России, как мировой экономической, военной и геополитической державы; не допускать подъема других центров силы до мирового уровня; не допускать создания стратегических партнерств в форме военных блоков или политических союзов, особенно между мировыми и региональными державами; сдерживать рост и влияние экономических союзов.
Второй уровень задач: осуществление прямого и косвенного контроля над энергетическими и другими природными ресурсами в регионах мира; осуществление контроля над промышленным и аграрным потенциалом в регионах мира; осуществление контроля над рынками сбыта.
Исходя из этого, основные задачи США в ЦА связаны с их противостоянием политике КНР и РФ: ограничение влияния Пекина и Москвы, экономического, энергетического, политического и идеологического взаимодействия; использование территории ЦА для деструктивного воздействия на КНР и РФ в любой форме.
- А как бы вы охарактеризовали текущую политику США в нашем регионе?
Текущую политику США в Центральной Азии можно назвать как подготовку к следующему этапу борьбы за сохранение мирового лидерства и ослабления других мировых центров.
- Звучит несколько пугающе. Но давайте уточним, а кто находится в фокусе наибольшего внимания в Центральной Азии?
Основное внимание уделяется Казахстану, как неофициальному лидеру региона и ближайшему партнеру Китаю и России. Кроме того, Узбекистан их интересует, как потенциальный партнер в противостоянии Китаю и России, который, к тому же, содержит самый мощный протестный потенциал.
Туркменистан интерес как крупнейший газовый донор Китая и потенциальный партнер в газовых играх против КНР, РФ и Ирана.
- Хорошо, а чего ждут центральноазиаты от США?
В ЦА, как и в других странах мира, ждут обычно инвестиций и технологий.
Одним из итогов турне Джона Керри в регионе, стало создание нового регионального формата взаимоотношений С5+1. То есть 5 стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан ) плюс США? Для чего нужен такой формат и что он сулит нашему региону?
Формат С5+1 очень опасен для ЦА и не сулит хорошего, как только предложение отвернуться от стратегического сотрудничества с двумя крупными соседями - КНР и РФ. Фактически ЦА в силу географического расположения превращается уже в открытый плацдарм борьбы с КНР, РФ ИРИ. Поездка Керри надо воспринимать как сигнал к началу нового этапа Большой игры, который они форсируют в связи с неожиданными и резкими шагами России и жесткими требованиями Китая: "Время пошло!"
Тактически Государства ЦА выиграют от развития сотрудничества с США. Но вот стратегически во что это выльется?
Как видим, за последние 25 лет политика Вашингтона принесла много проблем своим вмешательством в экономику, общественную и государственную жизнь других стран, где сейчас царит, мягко выражаясь, неразбериха. Предложение и попытки развить партнёрство в сегодняшней геополитической ситуации надо воспринимать как предложение отвернуться от стратегического взаимодействия с самыми близкими и давними соседями-государствами - КНР и РФ.
- Спасибо большое за ваше очень интересное мнение.
Вам спасибо!
Правила комментирования
comments powered by Disqus