На фоне нарастающих кризисных явлений в стране населению до сих пор неясно, вступил ли в действие План мероприятий правительства Таджикистана по минимизации рисков, связанных с надвигающимся мировым финансово-экономическим кризисом, или, как его сокращенно называют, Антикризисный план. Он состоит из пяти блоков, включающих меры, направленные, в частности, на обеспечение макроэкономической стабильности и развития предпринимательства.
Однако оказалось, что для реализации Антикризисного плана необходимы немалые средства, которых в госбюджете нет. В середине года прозвучала в СМИ информация Минфина о том, что правительство Таджикистана планирует привлечь для этого свыше $80 млн: $30 млн от Всемирного банка и $50 млн от Азиатского банка развития. Год завершается, но до настоящего времени сообщения о каких-либо договоренностях или поступлении денег не было.
Между тем, по прогнозам экономистов, из-за потери работы из России на родину могут вернуться не менее полумиллиона таджикистанцев. Обеспечить их занятость – сложнейшая проблема, к решению которой, очевидно, еще не приступили, поскольку средств нет. Оно и понятно, ведь создание одного рабочего места, по оценке экономистов, стоит не менее $5 тыс.
Между тем в Антикризисном плане правительства существует мероприятие, не требующее ни бюджетных, ни тем более донорских средств, но, тем не менее, весьма перспективное, поскольку могло бы дать возможность населению Таджикистана своими силами найти источник заработка.
Им является пункт раздела «Улучшение инвестиционного климата и развитие предпринимательства», единственный среди прочих, ожидаемым результатом исполнения которого должна стать поддержка частного сектора.
В этом пункте говорится: «…Упрощение процедуры лицензирования… в области разработки мелких месторождений, особенно – создание условий для работы малых старательских артелей».
Поясним, что артель – это добровольное объединение людей для совместной работы, состоящая, как правило, из близких людей, равных по своим правам, возрасту, физической силе и трудовой квалификации. Артели существовали издревле, работали некоторое время и при советской власти, однако в 60-е годы были запрещены. Единственным разрешённым видом остались старательские артели по добыче золота, которые работали успешно и обеспечивали более трети всего золота, добываемого в СССР.
Эта форма работы сохранилась в странах СНГ, в частности в России и соседней Киргизии. В последней для осуществления индивидуальной старательской добычи россыпного золота желающий должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и подать заявление в местную государственную администрацию. Скупка и продажа добытого золота осуществляется в специальных скупочных пунктах на всей территории республики.
Примерно о таких возможностях и говорится в вышеназванном пункте антикризисной программы, то есть о разрешении рядовым жителям добывать золото на участках, не входящих в список Государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Отметим, что на разведанных участках промышленную разработку ведут крупные предприятия. Между тем, по мнению геологов, на непромышленных - косовых и мелких - россыпях также имеется золото, вполне достаточное для работы небольших артелей.
А как в Таджикистане?
Оказывается, возможность разработки участков с непромышленными запасами золота для индивидуальных лиц, без регистрации предприятий или юридического лица, безрезультатно обсуждается в соответствующих государственных и законодательных инстанциях Таджикистана уже шестой год.
Специалист отрасли Анвар Каримов говорит: «Почти два года назад в закон РТ «О недрах» были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась возможность добычи полезных ископаемых для физических лиц. Поправками было введено понятие «старательский и вольноприносительский способы», под которыми понимается добыча россыпных полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями и юрлицами на участках, не состоящих на государственном балансе. Поправками также было определено, что индивидуальным предпринимателям для работы на месторождениях благородных металлов необходимо получение лицензии. Разрешена также добыча россыпных полезных ископаемых старательским и вольноприносительским способом, для чего необходимо получение разрешения. Но при этом необходимо получить регистрацию, без последней самостоятельная добыча старателям и вольноприносителям запрещена. Соответственно термин «добыча золота вольноприносителями или артелями» был введен в тексты законов РТ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О разрешительной системе». Тем не менее в названных законах не указан уполномоченный орган, который будет организовывать и контролировать работу старателей и вольноприносителей, отсутствует инструкция о налогообложении золотодобывающих артелей. Хотя на участках, содержащих мелкие россыпи, не выгодных для работы крупных предприятий, вполне успешно могли бы работать граждане страны, желающие попробовать свои силы в добыче золота».
В Антикризисной программе исполнителями «упрощения процедуры лицензирования и создания условий для работы старательских артелей» являются Министерство промышленности и новых технологий и Госкомитет по инвестициям и управлению госимуществом.
Министр промышленности и новых технологий РТ Шавкат Бобозода в середине текущего года, отвечая на вопрос о сроках исполнения пункта Антикризисной программы о старательских артелях, сообщил: «Министерством промышленности уже два года ведется работа по упрощению процедуры лицензирования для старательских артелей. Для ее выполнения мы использовали методику упрощенного метода, разработанную Инициативой прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). В настоящее время необходимый пакет документов уже разработан и отправлен для утверждения правительству страны. Надеемся, что в ближайшие месяцы он будет рассмотрен».
Спустя пять месяцев мы вновь обратились с тем же вопросом в Министерство промышленности и новых технологий. Начальник Управления горной промышленности Бахтиёр Шарипов ответил, что результата пока нет и продвижение этого вопроса от работников Минпрома не зависит.
Напомним, что в Таджикистане функционируют три крупных предприятия по добыче золота: таджикско-китайское СП «Зеравшан», таджикско-британское СП «Апрелевка» и государственное предприятие «Тиллои точик». Существуют также золотодобывающие предприятия «Назира», «Гандж», «Баракат» и «Истиклол».
Регулярно появляются сведения о нахождении новых месторождений золота и открытии золотодобывающих предприятий. Так, недавно заработало золотодобывающее предприятие ООО «Пакрут» в Рамитском ущелье, являющееся собственностью китайской компании China Non ferrous Gold Ltd. И если в последние годы ежегодная добыча золота в республике составляла около 1,5 тонны, то в текущем году она почти удвоилась и должна интенсивно возрастать в предстоящие годы.
Начальник Управления горной промышленности Бахтиёр Шарипов среди крупных налогоплательщиков назвал золотодобывающие СП «Зеравшан» и СП «Апрелевка», которые за текущие полгода принесли доход госбюджету в виде налогов объемом 346,4 млн сомони и 55,4 млн сомони соответственно. Вот жаль только, что это мало сказалось на государственной казне, поскольку в целом запланированные госбюджетом доходы не удалось собрать, и добытые почти три тонны золота здесь как бы ни при чем.
Между тем Б. Шарипов уверен, что добытый драгоценный металл находится под контролем. «Все добывающие предприятия реализуют полученное золото на территории Таджикистана, а вывоз производится строго по разрешению. Ежегодно постановлением правительства устанавливаются нормы вывоза золота, соблюдение которых строго контролируется Министерством промышленности и новых технологий и Таможенной службой», - рассказал он.
По официальной информации Налогового комитета при правительстве РТ, за первое полугодие 2015 года за счет промышленных предприятий и предприятий переработки природных ресурсов со всех видов налогов в госбюджет поступило 870,8 млн сомони; удельный вес этих налогов в общем размере поступлений налогов составил 28,0 процентов.
Неиспользованный потенциал
Напомним, что глава государства Эмомали Рахмон не раз говорил в своих выступлениях о том, что для создания новых рабочих мест важнейшим направлением является освоение недр страны и добыча полезных ископаемых.
Наряду с работой крупных предприятий вполне возможно, по мнению специалистов отрасли, задействовать и потенциал жителей горных регионов, практически поголовно безработных. Ведь множество участков, особенно в труднодоступных горных районах, где сложно строить дороги и создавать предприятия, так и остались невостребованными. А в Таджикистане намыть немного золота в реках и ручейках можно даже лотком, вручную. Несомненно, что желающих попытать счастья в старательском деле в период кризиса и безработицы было бы немало. Тем не менее необходимое решение до сих пор не принято.
Между тем незаконная добыча россыпного золота существует. По данным неофициальных источников, объем незаконной добычи ежегодно достигает нескольких центнеров драгоценного металла.
Разрешение гражданам страны индивидуально или артельно добывать россыпное золото позволило бы обеспечить самозанятость жителям горных регионов, обеспечило бы им доходы, уменьшило бы масштаб трудовой миграции. И, что немаловажно, пополнило бы золотой запас страны, уменьшая дефицит госбюджета. И все это – практически без затрат республиканского и местных бюджетов. Надо просто разрешить…
Правила комментирования
comments powered by Disqus