Неожиданные заявления пришли из Вашингтона. В начале марта месяца помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу сделал громкое заявление - Страны Центральной Азии, ранее входившие в состав Советского Союза, обеспокоены возможностью снижения поставок российского вооружения из-за ситуации на Украине, США ведут с ними разговор о возможности приобретения средств для обороны. Что хотят американцы?
Вооружённые силы бывших республик Советского Союза прошли долгий путь становления. Как известно, после распада СССР постсоветские страны имели на вооружении бронетехнику, оружие и соответственно боеприпасы советского образца. Россия до сих пор занимается поставками оружия и боеприпасов в большинство этих стран, что логично. По линии ОДКБ эти поставки льготные и, по сути, российский ВПК таким образом поддерживает боевую готовность и возможности союзников.
В финансовом плане страны Центральной Азии по-разному подходят к организации закупок бронетехники, оружия и боеприпасов, учитывая текущее состояние национальных экономик. Так на боеготовность вооружённых сил, по данным Global Firepower Index, Ташкент тратит 975 млн долларов США, оборонный бюджет Астаны укладывается в рамки 3,9 млрд долларов США, в Ашгабате предусмотрено 200 млн долларов США, скромнее расходы у Бишкека и Душанбе – 116 и 90 млн долларов США соответственно.
Между тем, страны НАТО, то есть оружейные корпорации, давно желают найти новые рынки сбыта своих образцов вооружения и техники, оружия и боеприпасов к ним, ведь даже если первоначально бесплатно предоставить образцы своего оружия в страны, где доселе они не использовались, то в перспективе это приведёт к зависимости этих стран от поставок комплектующих, обновления арсенала и регулярного пополнения боеприпасов – а это уже серьёзные и многомиллионные контракты.
Американский дипломат также подчеркнул: «У нас замечательное партнёрство со странами Центральной Азии в этой сфере. Исторически этот регион был весьма чувствителен к действиям иностранных военных, но наши программы партнерства очень успешны во всем регионе. Что касается взаимодействия в сфере безопасности, то все мы знаем, что Россия потребляет много военного снаряжения и боеприпасов на Украине. Ей будет трудно восстановить свои собственные запасы, и тем более осуществлять экспорт в другие страны».
Невооружённым взглядом видно, что данная безапелляционная риторика направлена на военно-политическое руководство стран Центральной Азии, мол, Ваш стратегический партнёр не имеет больше возможности обеспечивать Вас вооружением и боеприпасами, что скажется на Вашей безопасности. Это можно читать сквозь строки его обращения.
«Это критически важно для стран Центральной Азии, которые полагаются на российские вооружения для защиты границ. Страны, рядом с которыми Афганистан, могут неожиданно столкнуться с дефицитом самолетов или патронов. Это вызывает у них сильную обеспокоенность. Мы обсуждаем с ними, где они могут достать оборонительные средства: у нас, у Южной Кореи или Японии», — добавил Дональд Лу.
То есть, американская сторона не только пытается освоить новые рынки для своего оружия, но и подтолкнуть к сотрудничеству с нашим регионом своих союзников, мол, если не с нами, так с ними. Правда он забыл добавить, что международные концерны производства оружия стран НАТО и их партнёров имеют конечного владельца либо совладельца в лице всё тех же американских компаний. Так что окончательный выгодополучатель от перехода на вооружение НАТОвского образца стран Центральной Азии - всё те же американцы.
Ну а если Вашингтон так обеспокоен безопасностью стран Центральной Азии от угрозы исходящей от Афганистана, то необходимо было построить в Кабуле действительно сильное государственное образование с сильными лидерами, способными конкурировать с движением «Талибан», а не сбежать ещё до вылета последнего солдата международной коалиции из своей собственной страны.
Между тем, господин Дональд Лу планирует посетить все страны Центральной Азии в мае месяце сего года. Как отмечают в Государственном департаменте США, целью визитов является «укрепление отношений США с регионом и продвижение совместных усилий по созданию более объединенной, процветающей и безопасной Центральной Азии». Учитывая мартовские заявления американского дипломата, в целом ясно, какие цели и задачи будут решать американские чиновники в регионе. При благоприятном случае продавив оружейный кейс, Вашингтон, скорее всего, будет последовательно расширять военно-техническое сотрудничество с углублением и расширением оружейных товарных наименований, включением элементов обучения военнослужащих стран ЦА в странах НАТО и даже открытием своих учебных центров непосредственно на территории стран бенефициаров.
Уже анонсировано, что в состав делегации входят старший директор Совета национальной безопасности США по России и Центральной Азии Эрик Грин, заместитель помощника министра обороны США по Афганистану, Пакистану и Центральной Азии Ребекка Циммерман, заместитель помощника администратора Бюро по Азии Агентства по международному развитию Анджали Каур и заместитель руководителя аппарата Финансовой корпорации международного развития США по вопросам политики Наз Эль-Хатиб. Состав вполне себе боевой и компетентный, они могут сделать вполне рабочий пакет привлекательных предложений, охватывающий многие направления военного строительства и сотрудничества, начиная от льготных поставок кораблей береговой охраны, бронетранспортёров, вооружения и боеприпасов, и заканчивая обучением военнослужащих в ведущих военных учебных заведениях стран НАТО.
В перспективе, гипотетически, если американская инициатива будет реализована, а оружейные компании США в целом выдавят своих российских коллег с нашего рынка, эти самые заботливые компании выставят солидный счёт за новые поставки, обучение, курсы повышения квалификации для военнослужащих, введут свои ограничения, под благовидным предлогом займутся подготовкой стратегии национальной безопасности. Мы превратимся в страны, которые будут иметь прямую военную зависимость от заокеанских игроков, а они, в свою очередь, естественно, попробуют построить в Центральной Азии свою «архитектуру безопасности» с соответствующими последствиями для стран региона в плане ухудшения отношений с естественным союзником. Надо ли нам это? Да и выдержит ли бюджет государств перевооружение и удорожание оружия и боеприпасов к ним? Скорее всего, нет, и в столицах бывших союзных республик это прекрасно понимают.
Заокеанские партнёры много чего просчитывают, но не обращают внимание на нормализацию отношений стран ЦА с новым руководством Афганистана, на завершение процедур по демаркации и делимитации государственной границы в регионе, на увеличение торговых операций и социально-экономических отношений между странами, что отбрасывает перевооружение вооружённых сил на второстепенные позиции, так как текущее состояние армий стран региона вполне отвечает вызовам текущего дня.
Не стоит забывать и про позицию Пекина и Москвы относительно региона. Эти два мощных центра в многополярном мире не заинтересованы в обрушении национальной безопасности в ЦА и, тем более, не имеют военных целей в регионе. Данные страны входят в ШОС и СНГ, что позволяет им держать руку на пульсе событий как в политике, так и в военно-техническом сотрудничестве. В этой связи предполагаемый пакет военно-технического сотрудничества США со странами региона обречён на декларативный характер, без шансов на практическую реализацию.
А это означает очередной провал Вашингтона в Центральной Азии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus