В мае уходящего года мир отметил памятную дату – 70 лет с момента Победы над фашистскими войсками в Великой Отечественной войне. Спустя 70 лет одни внуки и правнуки воевавших против фашизма восстанавливают историческую справедливость и снимают киноленты о войне, чтобы о событиях тех лет не забывали по всему миру. Другие не знают истории, не помнят о подвигах предков и одобряют сторону агрессоров, и отнюдь не потому, что хорошо знакомы с геополитической обстановкой в начале 20 века, содержанием гитлеровского «Майн Кампфа» или политическим кредо Бенито Муссолини. Они – жертвы исторических фальсификаций, которых с каждым годом всё больше.
Чем больше, тем лучше
Попытки стереть с лица земли неугодную трактовку истории известны миру с далёких времен. Больше всего же в этом преуспели идеологи нацизма, и сам Адольф Гитлер. Он писал: «…чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней - что-нибудь от твоей лжи да останется.» Именно отчасти благодаря этому ему и удавалось, огульно обвиняя неарийцев в расовой и умственной неполноценности и жестокости, строить свою идеологию. После окончания Второй Мировой войны этот же принцип был взят на вооружение историками : западные исследователи, среди которых были и избежавшие суда немецкие и итальянские деятели фашизма, полностью разделили развязывание Второй мировой войны между Германией и СССР, а так же вписали в качестве единственно верной научной точки зрения в учебники многих стран информацию о том, что фашизм победили Соединённые Штаты Америки. Внедрялась точка зрения, что цена победы СССР была столь велика, что эту победу впору считать «пирровой» - поражением, к тому же с точки зрения западного менталитета принесение в жертву всего, что есть у личности ради государства -от последних денег до сил и жизни – лозунг «Всё для фронта, всё для Победы», кажется непонятным и немыслимым. «Железный занавес» и «Холодная война» сыграли на руку сторонникам этой концепции, не позволяли новым поколениям простых европейцев и американцев ознакомиться с альтернативной точкой зрения, воспоминаниями о войне поэтов, писателей и простых советских граждан и воспользоваться документами из архивов. И Интернет не способствовал этому: по запросам на английском языке о Второй Мировой можно найти множество написанных за более чем полувека трудов лишь с одним историческим взглядом. В итоге в 2015 году уже только 25-27 % опрошенных жителей США и стран Европы по проекту YouGov смогли ответить , что СССР сыграл ключевую роль в победе во Второй Мировой. 4 % поведали, что Германия сама разобралась с Третьим рейхом и его сторонниками, остальные ответили, что фашизм победила Америка, к тому же спасла от него СССР.
Подобный пересмотр исторических фактов и подмена их более выгодными с политической точки зрения историями – участь не только Второй Мировой войны. Первым этой идейной обкатке подвергся факт Великой Французской революции в начале пятидесятых годов: Альфред Коббен и пять его единомышленников на основе некоторых исторических документов назвали её «мифом» и перевернули историю с ног на голову. Позже этот тип перетасовки исторических фактов получил наименование «исторический ревизионизм». Подхватили его и на территории СССР. Отцом-основателем направления для стран соцлагеря можно считать беглого сотрудника ГРУ Владимира Резуна ( псевдоним – Виктор Суворов), выступающего с альтернативной точкой зрения на события Второй Мировой и Великой Отечественной войны, и уже не раз уличённого в крупных подтасовках фактов как российскими, так и западными учёными. Несмотря на то, что его работы относятся специалистами к фолк-хистори (претендующим на научность литературно - публицистическим трудам, но не являющимся таковыми, прим.авт), они достаточно популярны у аудитории, реформируя у молодёжи и граждан средних лет мировоззрение и ценностные ориентиры. Но, почему-то, в бытность существования при правительстве РФ Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России его работы как фальсификация расценены не были. Хотя вполне могут считаться таковыми, как и оружием в информационной войне. Но следить за ними и тысячами публикаций в Сети, вдруг появившихся под грифами «рассекречено» и повествующих о «идеологических выдумках подвигов советской армии для поднятия боевого духа солдат», «зверствах советских солдат в Германии», «бесчеловечном отношении русских к военнопленным», «кровавой бане в лагерях для бывших советских военнопленных, которые стремились вернуться на родину, а лучше бы не возвращались» некому. Комиссия почила в бозе, а аналогичного ведомства, отвечающего за историческую и информационную безопасность, в России, да и в других странах, где живут потомки солдат ВОВ и Второй Мировой нет. А ведь подобная дегероизация и попытка пересмотра истории страны – попытка разобщения народов, составляющих не только современную Россию, но и страны СНГ, представители которых бок о бок воевали против фашизма, не разделяясь на «чурок», «орусов», «бульбашей». И оспаривание победы, равно как и множества факторов, которые помогли тогда ещё советскому народу победить, можно расценивать как межнациональную диверсию и попытку обесценить общую историю.
Слова на поражение
Самый яркий пример подобного действия – шум вокруг подвига 28 панфиловцев, поднятый после Дня Победы, когда директор Госархива РФ Сергей Мироненко на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве заявил, что никаких 28 панфиловцев, остановивших в бою в подмосковном Дубосеково в 1941 году 50 немецких танков, на самом деле не было. А фраза политрука Клочкова перед боем, ставшая символом борьбы за Родину на многие годы - «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» - фальсификация. Зацепками послужили документы из архива по итогам прокурорской послевоенной проверки. Она показала: в живых остался не только Иван Добробабин, но и Даниил Кужебергенов, Григорий Шемякин, Илларион Васильев, Иван Шадрин, Дмитрий Тимофеев. Да и все командиры полка и журналисты, написавшие о подвиге первыми, признали, что это –вымысел. Но почему-то Мироненко не обнародовал двух обстоятельств. Во-первых, все результаты расследования под грифом «совершенно секретно» тогдашний секретарь ЦК ВКП (б) Андрей Жданов оставил без дополнительного хода и резонанса, и переслал в архив. Само обнародование сфабрикованного дела могло вызвать большой резонанс: в частности, возникли бы вопросы по показаниям командира 1075-го полка Капрова, в 1948 году заявившего о том, что никакого боя у Дубосекова не было, а в 1941 году лично подававшего материалы на награждение по солдатам-участникам битвы. Недовольства методами советских правоохранителей в послевоенные годы в стране было предостаточно. И народных возмущений по поводу того, что кто-то собрался очернять подвиг солдат, защитивших Москву от захватчиков, при обнародовании результатов проверки могло быть немало. Во-вторых, после смены «верхушки», уже в семидесятые годы Александр Кривицкий, литературный секретарь «Красной звезды», которого считают «отцом легенды о 28», официально признавал: показания из него и выживших панфиловцев были выбиты, и желание сохранить историческую справедливость могло стоить жизни.
- Мне было сказано, что если я откажусь от показания, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково - мой литературный вымысел, - отмечал он. - Чтобы выбить из оставшихся в живых панфиловцев показания о фальсификации журналистами их героизма, следователи не останавливались даже перед пытками.
Им пришлось уступить, однако, после того, как следствие было закончено, и чиновники из органов не могли угрожать их безопасности, и Кривицкий, и панфиловцы продолжили рассказывать людям правду о том, чему сами они были свидетелями и участниками. Но, несмотря на существование исторических документов и задокументированных воспоминаний военных и местных жителей, доказывающих факт боя и подвига, гипотеза активно прижилась и нашла своих сторонников в современном обществе, жадном до подобных «разоблачений». Тем более что Мироненко не впервые выступает с подобным искажением истории, будучи приверженцем исторического ревизионизма. Мироненко принадлежит, в частности, громкое заявление о том, что классик русской литературы Михаил Шолохов «украл» роман «Тихий Дон», равно как и большинство своих произведений, что вызвало возмущение у литературоведов и писателей.
Однако вопреки ожиданиям, восторга в социальных сетях псевдосенсация Мироненко не вызвала, скорее наоборот: большинство граждан решило, что развенчивать подвиг и копаться в нём не стоит. Некоторые даже проводили параллель с другим историческим событием: историей о 300 спартанцах, павших при Фермопилах во время столкновения с 200-тысячной армией персов. Этот факт зафиксирован в учебниках истории, о нём снят фильм, и 300 спартанцев являются общепризнанными героями, но ни один греческий историк или архивариус не выступает с требованием пересмотреть подвиг! Внучка Ивана Панфилова Алуа Байкадамова, проживающая в Казахстане, а так же казахский Союз ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» отправили несколько писем в адрес правительства и МИД России, а так же обращение в консульство России в Алма-Аты с требованием дать оценку высказываниям Мироненко. Возмутились и в Киргизии – ведь ещё живы те, кто лично знал выживших панфиловцев, их родственники и знакомые.
- Понятно, кому выгодны сегодня такие заявления. Я не позволю марать историю. Я знаю Кривицкого, и у меня есть документы, подтверждающие историю Панфиловской дивизии. В приказе от 22 и 24 ноября 1941 года Народного комитета обороны, подписанным Сталиным идёт речь о подвиге панфиловцев. Всё это могут подтвердить и родственники героев - панфиловцев, - заявил вскоре после новостей о попытке переписать историю председатель совета ветеранов Государственной пограничной службы Сталбек Асакеев.
Он сказал так же, что можно в этом вопросе опираться и на немецкие источники, которые так любят исторические ревизионисты: в частности, известно, что рейхкомиссар Украины Эрих Кох называл в своих донесениях Панфиловскую дивизию «восточными варварами» - таких экзотических по внешности и отчаянных солдат он не видел никогда.
Выступили с критикой и другие общественные деятели. Однако ни МИД РФ, ни официальный Кремль так и не прокомментировали столь неоднозначное выступление чиновника. Возмутился только давний оппонент Мироненко - министр культуры РФ, председатель Военно-исторического общества Владимир Мединский высказался достаточно жёстко и однозначно.Вероятно, это и заставило Мироненко отчасти взять слова обратно.
- Улица Героев-панфиловцев и памятник, который поставили им - это очень правильная вещь. Мне вообще непонятно, как можно предположить, что если нет 28 героев... не было подвига панфиловцев вообще. Это только искаженное сознание может такое предположить. Панфиловская дивизия была. Она сыграла выдающуюся роль в обороне Москвы. Большинство воинов этой дивизии сложили головы при обороне столицы. Подвиг их бессмертен, - отметил чиновник в интервью радио «Свобода» через некоторое время после своего заявления.
Память жива
Но, несмотря на подобные идеологические атаки, подвержены «вирусу беспамятства» не все представители молодёжи и старшего поколения. Жители стран, которых коснулась война, всё так же настаивают на восстановлении памятников своим героическим предкам, посмертном награждении и признании заслуг героев ВОВ, волею случая оставшихся без наград, открывают в школах уголки памяти и комнаты боевой славы. Одна из них расположена в бишкекском УВК ШГ № 6, носящем имя Героя Советского Союза И.В. Панфилова, командовавшего легендарной дивизией, ценой жизни не допустившей прорыва фашистских войск к Москве. К 74-й годовщине сражения учащиеся школы вместе с общественными деятелями провели митинг-реквием в память о Панфилове, возложили цветы к монументу Панфилова на проспекте Эркиндик, а военнослужащие Панфиловской дивизии Вооруженных сил КР дали торжественный салют в честь памяти героев, отстоявших Москву. А скоро и учащиеся УВК ШГ№6, и школьники всех стран СНГ, и взрослые зрители смогут увидеть фильм о подвиге россиян, киргизстанцев и казахстанцев– «28 панфиловцев». Уникальность его в том, что он является фактически «народным»: треть средств на съёмки – 34 миллиона рублей - была собрана по краудфандинговой кампании. Ещё 30 вложило Министерство культуры РФ, а их казахские коллеги перевели в фонд картины 80 миллионов тенге, что составляет порядка 19 миллионов рублей. В Киргизии же в качестве помощи режиссёру фильма Андрею Шальопе предоставили документальные кадры, на которых записаны воспоминания панфиловцев, и дали свободный пропуск в Государственный архив кинофотодокументов республики. Премьера фильма была назначена на 16 ноября – день, когда состоялся решающий бой у разъезда Дубосеково, однако затем было решено перенести её на начало следующего года, чтобы приурочить показ к году 75-летия битвы под Москвой. Трейлер киноленты уже опубликовали в Сети, и только за первые двое суток он набрал более миллиона просмотров по всему миру. Что является лучшим доказательством того, что пока против «правдивой лжи» держать удар удаётся.
Правила комментирования
comments powered by Disqus