Киргизско-американские отношения готовятся к «перезагрузке». Стороны собираются заново заключить соглашение о сотрудничестве, разорванное в прошлом году, и восстанавливают контакты по целому ряду направлений.
Отличительной особенностью внешней политики Киргизии является её подчинённость финансовым интересам правящей верхушки. Апофеозом подобной зависимости стало пятилетнее правление Курманбека Бакиева. Заявив в 2009 году о выводе американской базы «Манас», президент добился от России выделения кредита объёмом 2 миллиарда долларов. Однако база, пусть и под другой вывеской, в стране осталась, а Бишкек в дополнение к российской получил американскую финансовую помощь. Нынешней власти до столь беззастенчивого торга национальными интересами ещё далеко, но и она демонстрирует довольно бодрые шаги в этом направлении, что доказывают события последних месяцев.
Убедительная победа Алмазбека Атамбаева на президентских выборах 2011 года во многом была связана именно с его пророссийской риторикой. Глава республики обещал поставить точку в пребывании авиабазы «Манас», а также начать восстановление промышленности, опираясь на связи с партнёрами по постсоветскому пространству — прежде всего с Россией. Вплоть до недавнего времени провозглашённый курс работал без особых сбоев. Американские военные действительно покинули территорию Киргизии, страна вступила в Евразийский экономический союз. Щедрые финансовые вливания со стороны Москвы позволяли киргизскому правительству латать бюджетные дыры и последовательно снижать традиционно высокий градус общественного недовольства. Появились и «первые ласточки» экономического возрождения в виде соглашений о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1.
В то же время отношения с США становились всё более прохладными. Дело дошло до того, что в августе прошлого года Бишкек денонсировал соглашение о сотрудничестве от 1993 года, предусматривавшее широчайшие привилегии для американских организаций и их сотрудников. Так власти Киргизии отреагировали на присуждение премии американского госдепартамента Азимжану Аскарову, осуждённому на пожизненное лишение свободы по обвинению в организации межнациональных столкновений.
Однако тучи над отношениями двух стран нависали недолго. Уже в октябре руководство республики радушно принимало госсекретаря США, совершавшего турне по региону. В Бишкеке Джон Керри открыл новое здание американского посольства и комплекс зданий Американского университета. Тогда же министр иностранных дел Киргизии Эрлан Абдылдаев заявил, что «отношения с США будут активно развиваться по всем направлениям».
И вот в потеплении отношений наступил новый этап. Во время встречи со спикером парламента Асылбеком Жээнбековым посол США Шейла Гуолтни заявила, что на уровне правительств ведётся работа по заключению нового соглашения о сотрудничестве. В планы киргизского кабмина обнародование этой информации, видимо, не входило. Пресс-служба правительства поспешила заявить, что о новом соглашении ей неизвестно. В то же время официальный представитель МИД Нурлан Суеркулов не подтвердил, но и не опроверг слова посла, заявив, что Бишкек и Вашингтон «находятся в поиске путей дальнейшего сотрудничества».
Параллельно с этим укрепляется сотрудничество Киргизии и США в военной сфере. Во время встречи Шейлы Гуолтни с председателем государственного комитета по делам обороны (в структуре нового правительства этот орган выполняет роль министерства обороны) Маратом Кенжисариевым последний заявил, что республика заинтересована в укреплении связей с Вашингтоном по таким направлениям, как военно-техническое сотрудничество и подготовка офицерских кадров в американских военно-учебных заведениях.
Любопытно, что сближение с США ускорилось после решения властей Киргизии денонсировать соглашения с Москвой о строительстве гидроэлектростанций. Совпадением это назвать сложно. Наблюдая испытываемые Россией экономические трудности и подозревая, что обильных финансовых вливаний в ближайшее время не предвидится, чиновники решили «диверсифицировать» направления внешней политики, а заодно и источники зарубежной помощи. Это подтвердил заместитель председателя парламентского комитета по международным делам и обороне Абдувахаб Нурбаев, избранный, кстати, по списку правящей Социал-демократической партии. В интервью одному из информ-агентств депутат откровенно заявил, что кризис в странах, которые являются стратегическими партнёрами Киргизии, отразился на самой республике. «Они тянут нашу страну за собой», — пояснил Нурбаев и добавил, что в этих условиях необходимо вести многовекторную политику и налаживать отношения со странами, имеющими интерес для Киргизии.
Проблема в том, что данный «интерес» ограничивается финансовой составляющей и выгоден не стране в целом, а небольшой кучке лиц, обладающих властью. По этой причине пресловутая многовекторность может снова втянуть республику в рискованные авантюры и принести ей новые потрясения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus